Размер шрифта: Фон:
Студентам
Библиотечный день: «Сколько стоит фильм?»

Вышла новая книга из серии «Продюсерство» — «Сколько стоит фильм?» В.И. Сидоренко и Е.А. Звегинцевой. Заместитель редактора ГИТР-ИНФО Елена Еркина пообщалась с одним из авторов книги – Виталием Игнатьевичем Сидоренко.

Виталий Игнатьевич Сидоренко – заведующий кафедрой 
продюсерского мастерства ВГИКа. Профессор, кандидат 
экономических наук. Продюсер. Член Союза кинематографистов 
России, член Национальной академии кинематографических 
искусств и наук, Почетный кинематографист России. Автор 
учебников, учебно-практических пособий, статей и исследований 
по проблемам предпринимательства, технологии, организации 
творческо-производственного процесса и экономики 
кинематографии, а также подготовки профессиональных кадров 
продюсеров и организаторов производства.

Елена Еркина (Е.Е.): Виталий Игнатьевич, «Сколько стоит фильм?» — это уже пятнадцатая Ваша книга. В библиотеке ГИТРа есть многие из них – «Продюсер и право», «От идеи к бюджету фильма», «Основы фильмопроизводства» и другие. Выражаясь языком кино, можно сказать, что Вы уже создали некую вселенную книг по продюсерству. Какое место в этой вселенной занимает новая книга?

Виталий Сидоренко (В.С.): В профессиональные компетенции продюсера входит, естественно, определение постановочных параметров и стоимости постановки. Об этом во многих из предыдущих 14-ти книг шла речь. Но я понял, что, во-первых, эти материалы нужно обновить, так как сегодня меняются технологии и регламенты. Во-вторых, когда мои студенты занимаются подготовкой конкретных проектов по сценариям полнометражных кинокартин (при написании и защите курсовых проектов на 3 курсе), а в дальнейшем, на 5 курсе — при написании пояснительной записки к дипломной выпускной квалификационной работе, им необходимы практические систематизированные материалы в полном объеме, начиная с заявки, продюсерской концепции и заканчивая лимитом затрат. В связи с этим, я взял за основу три проекта различной постановочной сложности и представил полный комплект материалов. При этом я использовал профессионально выполненные проекты, разработанные моими студентами 3 курса. Естественно, их отредактировал, поправил, проверил, для того чтобы студенты в дальнейшем могли брать их за основу.

Е.Е.: Эта книга именно на практику нацелена?

В.С.: Только на практику. С одной стороны, будущему специалисту нужна наиболее полная и достоверная информация для того, чтобы подсчитать стоимость фильма (ставки на услуги рентал-сервисов, цены на аренду павильонов, техники, стоимость материалов, ставки оплаты труда и пр.). С другой стороны, будущий организатор производства или продюсер должны владеть методиками расчетов себестоимости (тем более, в условиях работы при многих неизвестных параметрах). Теперь у студентов есть не просто методическое пособие, а практическое издание, которое можно взять за основу, работая над своими проектами. В учебном пособии, я привожу сценарий, любезно предоставленный киноконцерном «Мосфильм» для выполнения практического задания — кто хочет, пусть попробует сделать сам.

Е.Е.: Наши абитуриенты и студенты мечтают о творчестве. Именно поэтому и выбирают для себя творческий вуз. Есть ли, на ваш взгляд, творческая составляющая в профессии продюсера? 

В.С.: Дело в том, что любой проект основывается на продюсерской концепции. У продюсера на начальной стадии еще может и не быть ни режиссера, ни оператора, ни художников, ни актеров. Никого. Но в голове есть желание, во-первых, сделать, реализовать замысел, идею, которую он придумал или принял готовую у режиссера, драматурга, кого угодно. С другой стороны, он должен обладать способностями оценить, понять творческие идеи авторов фильма и найти пути их реализации в условиях кинопроизводства. Это вполне креативная составляющая этой профессии.

Е.Е.: Не режиссер придумывает идею? Именно продюсер?

В.С.: Многие профессионалы сходятся на том, что продюсирование бывает разнонаправленное. Первое – продюсер работает в области авторского или экспериментального кино, искусства, где создается новый киноязык, новое содержание, новая стилистика и т.п. Таких фильмов немного, их и не бывает много, потому что тут нужен большой талант, особый дар всего авторского коллектива. Функции продюсера сводятся к тому, чтобы, поняв идею, стилистику этого нового киноязыка, создать такие организационно-производственные условия, которые позволили бы реализоваться всему этому.

Е.Е.: В этой связке главный – режиссер.

В.С.: Да, а продюсер помогает. Он его правая рука. Есть здесь креативная составляющая? Конечно, есть, потому что он должен быть способен понять то, что придумал другой – драматург или режиссер.

Е.Е.: Часто такое сотворчество складывается в многолетние союзы, как мы видим. Режиссер и продюсер выступают как соавторы.

В.С.: Да. Как, например, Александр Николаевич Сокуров. С ним работает фактически один продюсер – Андрей Сигле. Есть другой путь — когда уже продюсер – «дирижер». Это уже индустриальное кино. Тогда уже продюсер придумывает идею, и под эту идею подбирает команду, включая режиссера, способного реализовать то, что он задумал. Фильмы «Мамы», «С Новым годом, мамы!» придуманы продюсером. И «Ёлки», новая серия которых сейчас выходит, — это чисто продюсерское кино. Здесь продюсер должен генерировать идею, понимать, что твоя картина выйдет через год (а что будет через год – неизвестно), прогнозировать результаты проката. И уметь рисковать. А для того, чтобы рисковать, нужно поставить какие-то «предохранители». Для того чтобы твой риск был оправдан.

Е.Е.: Получается, что продюсеры первого и второго направлений должны обладать разными качествами? Можете их назвать?

В.С.: Вы знаете, в последней телепрограмме «Агора» (телеканал «Культура») речь шла о подготовке кадров. Очень хорошие эксперты были. Они говорили о том, что вопросы технические, вопросы чисто профессиональные уходят сегодня на второй план, потому что машина в состоянии эти вопросы решать. Например, у нас на производстве необходим календарно-постановочный план. Сегодня есть специальные программы, в которые ты загружаешь сценарий, прописываешь параметры, которые ограничивают его реализацию: график занятости актеров, натуры и прочее. Система тебе выдает массу вариантов. Задача продюсера – выбрать оптимальный.  Необходимо, конечно, в технических, производственных, финансовых и других вопросах разбираться, но конкурентоспособны сегодня на рынке труда, как убеждали нас эксперты указанного ток-шоу, будут только люди, способные генерировать идеи. Это главное качество. В авторском кино необходимо умение влиться в команду, а в коммерческом самостоятельно решать массу творческих и производственных вопросов.

Е.Е.: Это очень непросто.

В.С.: Да, как правило, режиссеры, которые работают в авторском кино достаточно амбициозны. Они бьются за каждую запятую, каждое слово, каждый кадр. Продюсер должен уметь убедить, что возможны какие-то другие решения постановочные, которые эту же задачу решают, но более эффективно и экономично. А во втором случае – ты хозяин, ты предприниматель. Очень важно понять амбиции художника и уметь разговаривать с ним.

Е.Е.: Коммуникация – одно из очень важных, можно сказать, базовых качеств продюсера.

В.С.: Да-да. И умение организовать, связать воедино вопросы и креативные, и технологические, и экономические. Продюсер отвечает за все – технику безопасности, питание на площадке, туалеты и так далее.

Е.Е.: Получается, Вы назвали личностные качества. Они либо есть, либо нет. Или можно их каким-то образом развивать у себя?

В.С.: На мой взгляд, можно только подсказать навыки овладения профессией – как это воплотить.

Е.Е.: Олег Павлович Табаков в интервью, отвечая на вопрос, как на вступительных экзаменах можно определить, есть ли актерский талант у человека или нет, говорил: «Только по энергоемкости». Он для себя такую формулу определил. А Вы, когда работаете в приемной комиссии, как определяете, есть ли у человека способности к продюсированию? 

В.С.: Мне много лет, есть большой опыт, я уже вижу потенциал по тому, как и что они говорят на вступительных экзаменах, чем интересуются. По выражению глаз, по тому, как они себя ведут многое понятно. Иногда ошибаюсь, конечно.

Е.Е.: Подготовка продюсеров в Европе и США сильно отличается от нашей методики?

В.С.: На западе подготовка выстроена совершенно иначе. В целом ряде киношкол набираются студенты, и два года идет общая подготовка, им объясняют, что такое кино и телевидение. Их знакомят с разными сферами, подходами, профессиями. Студенты пробуют себя в разных ипостасях. И в это время педагоги к ним присматриваются – у кого к чему склонность. И дают рекомендации: тебе лучше идти на звукорежиссуру, тебе на драматургию и т.д. И дальше уже идет подготовка по профилю. Мне очень нравится система подготовки дипломов в киношколах Европы. Продюсеру дают какую-то сумму, скажем, 25 тысяч евро. Ты сам готовишь сценарий, либо находишь его, сам формируешь группу. Этих денег явно недостаточно, значит, ты находишь дополнительные источники. Или организацию – спонсора какую-то находишь. Ты выступаешь продюсером на 100%. Потом защищаешься.

Е.Е.: Виталий Игнатьевич, когда зритель смотрит фильм, он может оценить работу актера, оператора, художника по костюмам и так далее – их работу в прямом смысле слова видно в кадре. Может ли он оценить работу продюсера? На этом человеке все завязано, но его работа не на виду. Или ее оценить может только профессионал?

В.С.: Зритель видит и оценивает фильм в целом, в создании которого есть огромный вклад продюсера. А оценить работу собственно продюсера могут только профессионалы. Когда я смотрю, я иногда вижу «грязь», ошибки, удачные или неудачные творческие решения, подбор актеров или выбор объектов и прочее. Банально: мы, например, сегодня не успели какую-то сцену отснять, на следующий день доснимаем. А на Вас уже кофточка не синяя, а зеленая. Зритель это может и проглотить.

Е.Е.: Внимательный зритель обязательно увидит.

В.С.: Ну, внимательный, может быть. Или что касается драматургии. Иногда стыдно смотреть некоторые картины или сериалы, когда ты видишь, что это сделано непрофессионально. Идет сюжетная линия, вдруг возникает какой-то персонаж. Допустим, он драматургически оправдан, появилась подружка героя какая-нибудь. Хорошо. Дальше идет другая линия. А потом вдруг эта подружка героя куда-то пропадает. Непонятно. Оказалось, что она не нужна. Это просто непрофессиональная работа. И в одном кадре у актрисы шляпка так, а в другом вот так (показывает). Все, я не могу дальше смотреть. Это значит, продюсер набрал непрофессиональную команду.

Е.Е.: Вы не досматриваете такие фильмы, сериалы до конца?

В.С.: Нет, это халтура. Знаете, маленькая ложь рождает ложь большую. Я хочу получить удовольствие от просмотра.

Е.Е.: Сложно получить удовольствие, когда Вы понимаете, как все сделано? Обычному зрителю ведь проще очароваться увиденным, нежели профессионалу.

В.С.: Я член академии «Золотой орел». Сейчас я отсматриваю фильмы, номинированные на награды. Знаете, там есть картины, которые меня, уже, извините, прожженного киношника, просто поразили.

Е.Е.: Можете их назвать?

В.С.: Например, фильм «Жанна» режиссера Константина СтатскогоКартина «Здоровый человек» Петра Тодоровского.

Е.Е.: Да, фильм Тодоровского показывали на фестивале «Сталкер» в Доме кино. Я посмотрела.

В.С.: Как Вам?

Е.Е.: Замечательный фильм. Он ставит многие важные вопросы.

В.С.: Я могу после такой картины заплакать, например. Не спать. Понимаете? Я получаю истинное удовольствие. Вот еще я посмотрел картину «Родители строгого режима» режиссера и продюсера Владимирова с прекрасной Алисой Бруновной Фрейндлих. Я не только киношный, но и театральный человек, я очень люблю жанр трагикомедии. Смех сквозь слезы.

Е.Е.: Это самый жизненный жанр. Наша жизнь – это и есть трагикомедия.

В.С.: И этот жанр очень редко кому удается. И вот здесь я колоссальное получил удовольствие. Боже мой, еще есть фильмы! Их мало. Но их ведь и никогда не может быть много.

Е.Е.: Хорошо, что у нас есть фильмы, в том числе благодаря продюсерам, от которых могут получать удовольствие даже профессионалы.

Что почитать по теме:

  • Сидоренко В.И., Звегинцева Е.А. Сколько стоит фильм?
  • Сидоренко В.И. От идеи к бюджету фильма
  • Сидоренко В.И. Трудовые аспекты продюсирования
  • Сидоренко В.И., Звегинцева Е.А. Продюсер и право: Юридические аспекты кинопроцесса
  • Сидоренко В.И. Планирование сроков и стоимости производства фильмов

Беседовала Елена Еркина

Поделиться