Размер шрифта: Фон:
Студентам
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДЕНЬ. Русские корни IKEA

Ровно 100 лет назад, в 1920 году, был создан ВХУТЕМАС - Высшие Художественно-технические мастерские. Спустя 10 лет учебное заведение закрыли. В 2020 году в Музее Москвы открылась выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Выставка проработала 3 дня и была закрыта (причина всем нам хорошо известна). История повторяется… Пока мы ждем возобновления работы выставки, давайте поближе познакомимся с мастерскими.

На структуру и методику преподавания во ВХУТЕМАСе во многом оказал влияние Баухаус — учебное заведение, существовавшее в Германии примерно в это же время — с 1919 по 1933 год. Как и в Веймаре, в Москве первые два года студенты проходили подготовительные курсы – изучали базовые понятия о цвете, форме, фактуре материалов, пропорциональных законах. Затем шли практические занятия — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи.

Наконец, на последних курсах преподавалась теория и история искусства. Согласитесь, нетипичная методика. В академических учебных заведениях основной упор как раз делался на копирование классических произведений искусства. Задача новых учебных заведений состояла в выявлении индивидуальности студента, развитии его собственного творческого почерка.

Начало прошлого века — это стремительный рост числа городского населения в Европе. Требовалось недорогое массовое жилье и предметы интерьера, подходящие для малогабаритных квартир. Именно эти задачи стремились решить Баухаус и ВХУТЕМАС. Главный принцип при создании любого предмета – от кресла до сахарницы – функционализм, удобство пользования этим предметом. Дизайн – это функция, считали в Баухаусе. Дизайнер должен решить проблему еще до того, как пользователь ее осознал, — вторили им во ВХУТЕМАСе. Поиск дешевых материалов для создания мебели (металлические трубки, например), многофункциональная мебель, предметы-трансформеры, не говоря уже о демократичном дизайне для всех и каждого…

Теперь вы понимаете, почему Баухаус и ВХУТЕМАС можно считать предтечей ИКЕА?

В разное время во ВХУТЕМАСе преподавали В.В. КандинскийЛ.М. Лисицкий, К.С. Мельников, А.М. РодченкоВ Ф. СтепановаВ.Е. ТатлинВ.А. ФаворскийП.А. ФлоренскийФ.О. Шехтель и многие другие выдающиеся художники. Годы ректорства Фаворского считаются расцветом мастерских.

«Преподавание – это творчество, самоотдача себя, своего творческого «я» студентам: общаясь с ними, как бы стараешься быть для них интересным, т.е. как бы постоянно творишь и постепенно к этому так привыкаешь, что уже не можешь жить иначе…»

Владимир Фаворский, ректор ВХУТЕМАСа

Интересно, что Василий Васильевич Кандинский в разные годы был преподавателем и ВХУТЕМАСа, и Баухауса. Помимо него в германской школе преподавали В. Гропиус, Х. МайерЛ. Мис ван дер РоэИ. ИттенЛ. Мохой-НадьП. Клее и многие другие ведущие архитекторы и художники.

О том, как архитекторы школы Баухаус повлияли на современный мир, можно узнать из материала Arzamas- https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus

О главном творческом институте страны, определившем путь дизайнерского образования в России, Музей Москвы подготовил обширную онлайн программу — https://mosmuseum.ru/lectures/p/vhutemas/

И, конечно, книги.

О Баухаусе можно почитать здесь:

О ВХУТЕМАСе можно прочесть тут:

  • Загянская Г.А. Владимир Фаворский. Обстоятельства места и времени
  • Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости
  • Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х томах
  • Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49530
  • Флоренский П.А. Обратная перспектива. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49531

Елена Еркина, начальник отдела научно-технической информации Института кино и телевидения (ГИТР)

————

Поделиться