Размер шрифта: Фон:
Студентам
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДЕНЬ: Научите меня писать пьесы

«Научите меня писать пьесы», — говорил Владимир Маяковский Николаю Эрдману. В этом году мы отмечаем 120—летие Николая Робертовича Эрдмана, замечательного драматурга, сатирика и киносценариста.

Юбилей драматурга прошел почти незамеченным, хотя его «Самоубийца» считается одной из лучших отечественных пьес 20—го века. Так было и при жизни Эрдмана: фильмы «Веселые ребята» и «Волга—Волга» становились популярными и любимыми, но в титрах не значилась фамилия сценариста…

Начинал Николай Робертович как поэт, автор многочисленных скетчей и куплетов для кабаре.

Первая пьеса «Мандат», поставленная Мейерхольдом, имела огромный успех. Талантом Эрдмана восхищались Станиславский, Мейерхольд, Луначарский, Горький…

Но не высшее руководство страны, которое сочло пьесу «Самоубийца» «пустоватой и даже вредной». Пьесу к постановке запретили. Эрдмана отправили в ссылку сначала в Енисейск, затем в Томск, Калинин, Вышний Волочок, Торжок…

Он продолжал писать сценарии для кинофильмов («Принц и нищий», «Смелые люди», «Укротители велосипедов», «Каин XVIII», «Морозко»), мультфильмов («Золотая антилопа», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Лягушка-путешественница»), либретто оперетт, скетчи для эстрады и цирка, инсценировки классики для театра.

Ему разрешили вернуться в Москву и даже наградили Сталинской премией. Но пьес он больше не писал.

Говорят, Станиславский, прослушав пьесу «Самоубийца», воскликнул с восторгом: «Гоголь! Гоголь!». Нет, Константин Сергеевич, следует восклицать: «Эрдман! Эрдман!»

О Николае Эрдмане можно почитать и посмотреть:

Книжные новинки библиотеки ГИТРа о драматургии и сценарном мастерстве:

  • Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой
  • Митта А. Кино между раем и адом
  • Аль Д.Н. Основы драматургии

Елена Еркина,

начальник отдела научно-технической информацииИнститута кино и телевидения (ГИТР)

————

Поделиться