Размер шрифта: Фон:
Студентам
Без чего невозможно себе представить радио, кино и телевидение?

Без чего невозможно себе представить радио, кино и телевидение?

Без студии и павильона? Без ведущего и актера? Без режиссера и директора? Без электричества!

Сто лет назад, в 1921 году, в нашей стране был утвержден план электрификации (план ГОЭЛРО). Это событие повлияло не только на экономические, социальные и индустриальные процессы. Оно кардинально изменило мировосприятие, мышление и повседневную жизнь каждого человека.

Пожалуй, его можно сравнить только с появлением Интернета в нашей жизни (если, конечно, вы относитесь к поколению, которое помнит жизнь в доинтернетовскую эпоху).

После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь.

Владимир Маяковский «Я сам»

В Музее Москвы работает выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Памятная дата стала поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, архитектуру, музыку, театр, литературу, дизайн и, конечно же, кино. Художники воспринимали электричество как искусственное солнце нового и справедливого общества.

Без чего невозможно себе представить радио, кино и телевидение?

На выставке представлены фрагменты документального фильма режиссера Эсфири Шуб «Комсомол – шеф электрификации». Съемки проводились на стройках Днепрогэса (Днепровской гидроэлектростанции) и Дзорагэса (гидроэлектростанции на реке Дзорагет), на заводах электрооборудования и в физических лабораториях. Результатом стал настоящий портрет поколения 1930-х годов, ведь документалист Шуб всегда стремилась к точности изображения.

Разумеется, великий «человек с киноаппаратом» Дзига Вертов тоже не остался в стороне. Вскоре после начала строительства Днепрогэса он приступает к съемкам документальной картины «Одиннадцатый». Это первый фильм Вертова, в котором он смог практически избавиться от интертитров, сфокусировав внимание зрителя на визуальном рассказе. Картина считается вершиной ранних экспериментов режиссера с эффектами наложения и полиэкрана. Знаменитой стала сцена с гигантскими фигурами рабочих, разбивающими скалу Любви на Днепре.

Кино – это торжество машины, электричества и индустрии.

Ипполит Соколов, киновед

Что можно почитать и посмотреть по теме:

  • Экскурсия по экспозиции «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» куратора А. Селивановой – URL: https://goelro.mosmuseum.ru/videotour/
  • Аудиогид по выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» — URL: https://goelro.mosmuseum.ru/audioguide/
  • Художественные и нон-фикшн тексты, вдохновленные электрификацией — https://goelro.mosmuseum.ru/books/
  • Светлакова Е.Ю. Дзига Вертов // Режиссура аудиовизуальных произведений. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=228137
  • Григорьева Н.Я. «Энтузиазм» Дзиги Вертова vs «экстаз» Сергея Эйзенштейна // Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920-1940-х гг. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=255810
  • Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания
  • Беленький И.В. Лекции по истории кино
  • Ерофеев С.В. Краткая хронология телевидения в иллюстрациях

Поделиться