Мы привыкли к различным масленичным гуляниям, но такого вы ещё не видели. Каждый год в Подмосковье проходит необычный праздник «Бакшевская Масляница». Нет, маслЯница — не ошибка, название пишется именно через букву «я», потому что организаторы хотят сохранить старинно-русское написание этого праздника. Корреспондент ГИТР-ИНФО Маргарита Мордашева пообщалась с устроителями и посетителями праздника.
Наталья Харпалева, организатор праздника: Бакшевской Маслянице в следующем году исполнится 40 лет. Изначально она возникла как праздник выездных реставрационных отрядов. В какой-то момент у активных участников возникла идея сделать праздник, на который съехались бы все эти отряды. Выбрали масленицу – самый удобный для всех вариант. В первый год собралось человек 100-200, потом мероприятие разрасталось: друзья стали созывать своих друзей, количество участников росло.
Сейчас на праздник приходят около 2-3 тысячи человек. Каждый раз локация масленицы меняется, но организаторы до последнего держат место проведения в секрете. Чтобы пройти на праздник, нужно рассказать частушку скоморохам, охраняющим Ворота. А за Воротами — и качели, и лабиринт, и постройки из снега. Для молодцов-удальцов есть ещё и столбы, на которые можно залезть и достать сверху приз. А кульминация праздника – штурм снежной крепости.
Ольга Чернова, организатор праздника: Взрослые люди могут позволить себе детское веселье — качели, карусели, горки, игры… Приходя на Поляну нужно оставить городскую, взрослую жизнь дома и разрешить себе радость, смех, песни, даже иногда небольшое «хулиганство».
И действительно, здесь царит атмосфера дружбы и радости. И взрослые, и дети приходят в нарядных веселых одеждах.
Светлана Чернышёва, посетитель: Мы наряжаемся в разные костюмы, каждый год наблюдаем новые оригинальные идеи.
Некоторые люди приезжают аж за день до торжества, ставят в лесу палатки, ночуют там. Также есть и те, кто участвует в приготовлении праздника — «маслострое».
Наталья Харпалева: Мы зимой живём этим праздником, мы его готовим. Его подготовка для многих, кто приезжает на строительство, интереснее самого праздника.
Ольга Чернова: Сам процесс строительства превращается в дополнительный праздник длинною в несколько месяцев. У нас, кстати, есть люди, которые ездят строить, но не ездят праздновать, считают, что маслострой круче Масляницы.
Сергей Славин, посетитель: Приезжаю на масленицу уже восьмой раз. В этом году участвовал в маслострое — хотел поддержать мероприятие, да и на людей посмотреть.
А ещё можно прямо на празднике самостоятельно пожарить блины, на поляне установлены специальные мангалы.
Светлана: Мне нравится, что можно печь блины, всё для этого подготовлено.
Праздник был назван в честь Михаила Бакшевского – одного из основателей мероприятия.
Наталья Харпалева: Изначально не было названия «Бакшевская Масляница». Заводилой первых 14-ти праздников, начиная со второго, стал Михаил Бакшевский. Он работал токарем на заводе. Михаил был мощный, сильный, доброжелательный. Он сам лепил постройки из снега, крепости строил, на самом празднике всем рулил. В общем, был одним из основных людей, на которого все равнялись, которого все слушались. К сожалению, Михаил страдал астмой и в 1998 году скончался от болезни. Но отряд «Рождественка» продолжил дело. И в память о Михаиле Бакшевском праздник назвали в его честь.
В чем идея Бакшевской Масляницы?
Ольга Чернова: Для меня идея нашего праздника в том, чтобы сохранить традицию народного гуляния, заглянуть в прошлое, привязать себя к нему, держаться корней.
Этот праздник некоммерческий, это принципиальное условие, никаких спонсоров у него нет, никому никто ничего не платит, все приезжают в свои выходные, в свободное время, семьями. Мы бережём природу, очень не приветствуем алкоголь, никакой политики, праздник светский, но народный.
Какие основные принципы этого праздника?
Ольга Чернова: Мы не фирма, не праздничное агентство, мы не развлекаем и не предоставляем услуг. Мы делаем праздник для себя и каждого, кто придёт, с условием, что каждый на нём хозяин, каждый может выбросить общий мусор, каждый — петь, танцевать, заводить игры, строить свои скульптуры или аттракционы (мы активно весь год зовём на маслострой, берём всех), качать качели, дежурить в Блинной, подбрасывать дрова, угощать соседа бутербродом.
Второй принцип — трезвость. Зачем алкоголь, если и так весело? Ну и, конечно, наш формат предусматривает многие риски, которые для пьяного повышаются в разы.
Экологичность. Мы меняем каждый год поляны, чтобы снизить антропогенную нагрузку на места проведения, мы соблюдаем лесной кодекс и стараемся доносить его до приезжающих. Кроме того, после каждого Праздника почти до мая ездим убираться, потому что после нас должно быть чище и лучше, чем до нас.
Какие интересные или курьезные случаи были на Маслянице, которые вы могли бы вспомнить?
Ольга Чернова: В позапрошлом году, например, было. Обычно в защитников Крепости до и во время штурма летит град снежков, а тут вдруг в этом граде что-то странное, присмотрелись, поймали — печенька чокопай!!! Мы кричим, круто, мол, давай ещё, и нам кидают ещё! Схомячили сами с подругой, ещё одна осталась, мы её первому залезшему скормили.
А ещё однажды на Воротах мальчик растерялся, не знал, чем откупиться от ряженых, а надо песенку, частушку, номер какой-то, так вот, он нам предложил погладить свою собаку! Добрую, тёплую и мягкую. Так мы получили практически классическую «взятку борзыми щенками».
Наталья Харпалева: Были случаи, связанные с журналистами, когда писали о том, что у нас штурмуют крепость высотой в 10 этажей и на праздники собираются по 15 тысяч человек – такого не бывает.
Что выделяет Бакшевскую Масляницу от других масленичных гуляний? Чем она уникальна?
Ольга Чернова: То, что она не в городе, например. То, что у нас нет билетов, торговли, никакой коммерции, кроме эмблем. Тем, что делается всё только руками волонтёров. Тем, что это и для нас самих — праздник. Как день рождения — готовишь, убираешь, придумываешь развлечения, а потом сам вместе со своими друзьями и ешь, и танцуешь, и радуешься. Это общий праздник. Вот этим всем и уникальна. Атмосферой, которая складывается из этого — семейной, доброй, весёлой, доверительной. А ещё при сожжении Куклы всегда выходит солнце. Даже среди снегопада. Всегда.
Что для вас Бакшевская Масляница?
Ольга Чернова: Бакшевская Масляница для меня — это люди. Те, кто строит, те, кто приезжает праздновать. Свои. Те, с кем тысячу лет знаком, те, кого впервые видишь. С кем стоишь на Крепости, с кем копаешь снег, поёшь, кого выглядываешь в окошках электричек. С кем ссоришься вдрызг, потом приходишь мириться, у кого крадёшь блин из тарелки, кого качаешь на качелях.
Наталья Харпалева: Общение, свежий воздух, природа и осознание того, что ты делаешь что-то не ради денег и не ради славы, а просто так, потому что можешь, потому что умеешь. Это родовые корни. Масленица – один из немногих глубинных русских праздников. Масленица – образ жизни.
Что вами движет каждый год безвозмездно устраивать праздник, не получая никакой прибыли?
Наталья Харпалева: Чувство долга. О прибыли вообще речи никакой не идёт. Как правило, мы своё вкладываем в праздник.
Ольга Чернова: Желание быть вместе, наверное, может быть некоторый эскапизм — уйти в лес ото всех своих дел, переключиться, поработать руками, сейчас в городе не каждый может себе это позволить. Ну и Праздник мы свой любим. Каждый за что-то своё. Это наше детище, мы хотим, чтобы он был, продолжался, развивался, увлекал новых людей. Сами в конце концов хотим встречаться и праздновать.
Многие строители вкладывают не только силы и время, но и собственные деньги в подготовку, так что единственное, что мы получаем — «сушки, частушки, дырки от бублика» ну и погладить собаку. Бакшевская Масляница это и процесс, и результат, и своеобразный подвиг, и награда за него. Явление, внутри которого мы существуем практически весь год, неотъемлемая часть нашей жизни, нашего календаря.
Текст и фото Маргариты Мордашевой, факультет журналистики ГИТР ( группа ДМ 11)
—