Во время летней практики первокурсница сценарной кафедры Ярослава Макарова встретилась с аспирантами ГИТР - Ольгой Маяковой и Глебом Прокудиным. Состоялся очень интересный и непростой разговор о пользе обучения в аспирантуре, о расширении личной и профессиональной картины мира. Сама Ярослава Макарова уже успела поучаствовать в научной конференции и написать научную статью, и ей лично было интересно узнать, а что такое аспирантура?
- Расскажите, чем, помимо возможности заниматься преподавательской деятельностью, может привлекать аспирантура?
Глеб Прокудин. Знаниями. Потому что когда ты идешь в аспирантуру, то делаешь это абсолютно сознательно, в отличие от школы и даже института, когда иллюзорно выбираешь, что хочется, но понимаешь, что это просто видоизмененная формулировка школьного «надо». Аспирантура – не есть «надо», и когда ты идешь туда, то выбираешь то, что тебе интересно и через три года получаешь очень глубокие знания в этой области.
Ольга Маякова. Аспирантура интересна еще и тем, что можно попробовать себя в таком новом жанре, как научная статья. То есть мы, практикующие журналисты, обычно делаем сюжеты, репортажи, документальные фильмы, но редко когда это касается чего-то теоретического. Лично я пошла в аспирантуру еще и для этого. Научится писать статьи, которые помогут моим будущим студентам постигать азы профессии, а мне систематизировать накопленные в практической деятельности знания.
- Можете рассказать о том, с какими сложностями вы сталкивались во время подготовки или непосредственно на самих конференциях?
Ольга Маякова. Сложностей особо никаких. Единственное то, что практикующему журналисту, который делает примерно один эфир в неделю, трудно совмещать теоретическую работу с практической. Весь мой первый год аспирантуру ушел на то, чтобы совместить свою практику с такой дополнительной деятельностью как научная работа. Нужно сказать, что люди, идущие в аспирантуру, должны понимать, что это иной язык, совсем другая лексика, подход к материалу и, собственно, подготовка, что, конечно, тяжело. Сказывается привычка работать в определённом ритме, жанре. Но перестройка даст исключительно плюсы, так как результат участия в конференциях — это напечатанные статьи, достаточное количество которых приведет к защите кандидатской диссертации.
- Расскажите о своей кандидатской диссертации.
Ольга Маякова. Моя диссертация строится на стыке двух тем. Журналистики, которой я посвятила 23 года своей жизни, и культурологии, направлению, по которому я и учусь в аспирантуре. Звучит она на данный момент, как: «Трансформация жанра телепортрета в контексте цифровой культуры». Возможны изменения в названии. Посвящена она будет влиянию социальных сетей, интернета на жанр телепортрета.
Глеб Прокудин. Тема моей кандидатской: «Трансформация религиозных образов в современной экранной медиакультуре». Так что моя задача – играть в игры во имя науки, смотреть фильмы во имя науки, занимаясь поиском религиозных образов и их анализом, сравнением с первоисточником.
- Чем особенно привлекательна аспирантура именно в ГИТРе?
Ольга Маякова. Это в какой-то степени связано с желанием учиться в аспирантуре в том вузе, в котором преподаешь. Так же мне хотелось расширить свой багаж знаний, а значит идти в профиль отличный от журналистики, чтобы столкнуться с тем, чего еще не было. И, если говорить о практических целях, то, конечно, напечатать публикации проще в том вузе, в котором ты работаешь, нежели стучаться в закрытые двери. Магистрантов ГИТРа внутри института все хорошо знают, а значит они могут участвовать в написании статей для сборников кафедр. И мне нравится наш «гитровский» подход, который обусловливается еще и тем, что аспирантура небольшая, а значит ведется индивидуальная работа. Очень рекомендую ГИТР аспирантуру тем, кто активно занимается практической деятельностью, так как здесь можно рассчитывать на понимание.
Глеб Прокудин. Если ты поступаешь в аспирантуру ГИТР после окончания учебы в ГИТРе, то знакомые преподаватели — это несомненный плюс. Тебя знают, могут рекомендовать. Приходящих из других вузов ГИТР может заинтересовать интересной тематикой в области экранных искусств.
- На ваш взгляд, более глубокое изучение философии важно для каждого будущего преподавателя гуманитарных наук высших учебных заведений? Ведь это может являться своеобразным ключом к более широкому и вместе с тем личному пониманию различных явлений.
Глеб Прокудин. Я считаю, что это важно для каждого человека, а для преподавателя особенно. Различные точки зрения, связанные с определенными проблемами, дают возможность взглянуть на нее не только через личную призму. Это то, что у меня и происходит сейчас в диссертации. Прочитав разные мнения, я открыл новую точку зрения на заявленную в диссертации проблему.
Ольга Маякова. Философия — это система знаний, которая помогает соединить все вами усвоенное в единое пространство. Она помогает посмотреть на мироздание в симбиозе знаний. Даже минимальные сведения в этой сфере помогают рассмотреть, сложить новую картину мира.
- Можете рассказать о подходе к работе с аспирантами в ГИТРе?
Глеб Прокудин. Мой научный руководитель всегда на связи, поможет и посоветует.
Ольга Маякова. Преподаватели понимают, что в аспирантуру идут люди, у которых есть уже какая-то основная цель, многие из них тоже являются практиками, делают свои проекты, за счет чего достигается понимание. Мы, так сказать, по-хорошему хотим сидеть на двух стульях, делая что-то и в практике, и в науке.
- Насколько для вас важна не только теоретическая актуальность научной статьи, но и ее практическая значимость в будущем применении? Является ли это основополагающим фактором для выбора темы?
Глеб Прокудин. Я не подходил к выбору темы с точки зрения ее полезности для кого-либо, а опирался на то, что лично мне интересно для глубокого изучения. Пункт про научную значимость, конечно, есть и я надеюсь, что работа будет ему соответствовать, и ,может, кому-то понадобится. Но когда я выбирал тему, то не руководствовался этим.
Ольга Маякова. Я, конечно, практик, много занимаюсь портретной документалистикой. И мне важно, чтобы диссертация была на стыке практической работы и культурологии, как научного подхода. Мне кажется неправильным делать то, что тебя не затрагивает в практике. Кроме того, ценятся узконаправленные работы, а моя работа может быть ценна тем, что вышла из-под пера журналиста-практика, который может говорить об изменениях эфирного телевидения, о попытках лавировать между той аудиторией, что была у нас всегда и той, что, как говорят, родилась с телефоном в руке.
- С чем связан ваш выбор научного направления?
Ольга Маякова. Я выбрала культурологию, так как мне интересен культурологический подход, нежели конкретные предметы, которые изучаются в рамках искусствоведения. Я – текстовик, а значит мне интереснее текст, потому я и преподаю копирайтинг и сценарий документального фильма. Мне интересней слово, размышление и мысль.
- Есть ли философы или искусствоведы, которые повлияли на ваш выбор темы диссертации? Изменились ли сейчас авторитеты?
Ольга Маякова. Когда я поступала, у меня не было авторитетов или кумиров. Но мой взгляд на философию изменился после прочтения Бертрана Рассела, и я рекомендую его всем заинтересовавшимся, с его двухтомника «История западно-европейской философии» можно начинать, чтобы сложилось понимание, по какой цепочке выстраивалась мысль. Сейчас я читаю много и по теме цифровой культуры, так как это связано с моей работой. Не могу не сказать и про О.В. Строеву, которая читает у нас историю культуры. Ее очень интересно слушать. Настолько это познавательно и интересно, что не приходится себя даже заставлять. Так что если вы хотите учиться, наслаждаясь, то я думаю вам сюда.
—-