Георгий Егорычев — студент первого курса аспирантуры ГИТР. Режиссёр, сценарист. На втором курсе, обучаясь режиссуре кино и телевидения в ГИТРе, заинтересовался философией и историей изобразительного искусства. Чем Георгия привлекла аспирантура? Почему после окончания специалитета Георгий поступил в аспирантуру ГИТР, какие сложности возникают у студентов и почему многие отчисляются во время обучения?
- На каком направлении подготовки Вы учитесь? Чем уникальна специальность, которую Вы получаете?
— Аспирантура «Теория и история культуры и искусства», направление «Теория и история экранной культуры». Уникальность специальности заключается в фундаментальности и универсальности подхода. С одной стороны, мы концентрируемся на кинематографе, с другой — постигаем культуру в целом, это позволяет наблюдать и изучать исследуемую тему во всей полноте. Также вырабатывается массив многоцелевого инструментария, достаточно гибкого и многогранного, что позволяет анализировать и исследовать практически любые сферы жизни человека как проявления культуры.
- Почему Вы поступили в аспирантуру?
— Аспирантура помогает реализовать желание раскрывать и понимать первооснову вещей. Пожалуй, это и стало основной внутренней движущей силой, которая привела меня в аспирантуру. Изучая теорию и историю культуры, мы в первую очередь постигаем самих себя, окружающий мир и наше место в нём.
- Почему выбрали ГИТР?
— Сложилось сразу множество факторов. Я закончил ГИТР по специальности «режиссёр кино и телевидения», потому прекрасно понимал устройство вуза и высочайший уровень и профессионализм преподавательского состава. Так что вопрос качества образования не подвергался сомнению.
Профессионально занимаясь кинематографом, мне было принципиально важно связать научную деятельность именно с этой сферой, что Институт кино и телевидения (ГИТР) не только позволяет, но и всячески поддерживает.
Но самый главный фактор — доктор культурологии и заведующая кафедрой истории и теории культуры ГИТР Олеся Витальевна Строева. Ещё на втором курсе специалитета я проходил её курс по философии и истории изобразительного искусства, где впервые погрузился и заинтересовался наукой как таковой. А потом узнал, что Олеся Витальевна изучает интересующую и меня тему неомифологии.
Так что, можно сказать, я шёл не только в конкретный вуз, но и к конкретному научному руководителю.
- Какими качествами должны обладать аспиранты на Вашем факультете?
— Обязательные качества для аспиранта — трудолюбие, жажда познания и самодисциплина.
- На что делают упор Ваши мастера?
— Пока что у нас два мастера. Олеся Витальевна Строева занимается теоретической подготовкой аспирантов, прорабатывая и структурируя фундаментальное познание. А Алексей Игоревич Пожаров объясняет, даже «разжёвывает», как специфику научной деятельности, так и создание научно-исследовательской работы.
При этом делается упор на организацию самостоятельной работы аспирантов. Говоря более образно, мастера дают нам «удочку научного познания» и указывают «рыбное место».
- Что самое сложное для Вас в обучении?
— Самодисциплина является вечной борьбой для меня, и аспирантура создала новые препоны. Это нехватка времени и сложность выбора. Ведь львиная доля работы аспиранта заключается в подробном изучении и исследовании уже наработанных научным сообществом данных. При этом объём настолько велик, что, предотвращая попытку «объять необъятное», приходится неизбежно делать выборку. Порой отсекаешь крайне интересные и важные труды и направления.
- Почему, на Ваш взгляд, многие отчисляются из аспирантуры?
— Из череды классических причин, личных обстоятельств и тому подобного, есть отличительный фактор. Обучение в аспирантуре обязывает к систематической самостоятельной работе. Привычный механизм «в последний день перед сдачей» бесперспективен. Остаются лишь те, кто сумел перестроиться и самоорганизоваться.
- Какой совет Вы бы дали будущим аспирантам?
— Читайте. Какое бы ни было направление и специализация — начните со списка рекомендованной для поступления литературы. Но не поверхностное чтение «для галочки».
Текст необходимо прорабатывать, конспектировать, анализировать. И это должно исходить из внутреннего желания и стремления к саморазвитию. Как сказал Аристотель: «Корни образования горькие, но плоды сладкие».
Интервью подготовила Мария Медякова, студентка первого курса ГИТР
Источник — сайт ГИТР
—-