Диана Нугуманова — выпускница аспирантуры ГИТР. Она поступила из Уфы на заочное отделение в Москву и успешно завершила обучение. Почему Диана выбрала именно ГИТР, с какими сложностями столкнулась в период карантина и как состоялась её первая публикация в журнале Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
- На каком направлении подготовки вы учились?
В 2019 году я поступила в аспирантуру ГИТРа по направлению «Искусствоведение». Как сейчас помню — на вступительном экзамене я, конечно, очень волновалась. Нужно было вспомнить курс философии, уже изученный мною в бакалавриате. Одновременно с этим был экзамен по специальной дисциплине — искусствоведению. Вопросы касались и теории, и истории кинематографа. Для меня это было в новинку, так как своё первое образование я получала по направлению «Журналистика». В кино- и теле-направления я тогда ещё глубоко не погружалась, поэтому к вступительным экзаменам пришлось готовиться основательно. Но всё удалось! Помню, я испытала огромную эйфорию, когда узнала, что меня приняли в ГИТР.
- Почему вы выбрали ГИТР для поступления?
Я родом из Уфы, и в первую очередь меня привлекло то, что ГИТР находится в Москве. Кроме того, вуз показался мне очень продвинутым, ориентированным на молодёжь. С самого начала он произвёл впечатление института, который поддерживает разностороннюю деятельность. Я внимательно изучила сайт и увидела активных студентов, у которых много практики — и на ТВ, и внутри вуза, и за его пределами. Также важным фактором для меня стал преподавательский состав. Он показался мне молодым, передовым и активным. Думаю, именно благодаря такому составу в вузе возникает движение, которое передаётся студентам. В результате создаётся взаимосвязь, которая даёт институту возможность активно развиваться и процветать.
- Что вы скажете о своих мастерах?
На этапе вступительных экзаменов я познакомилась с Олесей Витальевной Строевой, и сразу же мы нашли общий язык. Я была очарована ею, её знаниями, багажом опыта, который она передаёт студентам, и главное — тем, с какой лёгкостью она это делает. Я поняла, что не только мне удалось найти с ней общий язык — она так же легко и открыто общается со всеми студентами. Я попросила, чтобы мне разрешили написать диссертацию под её руководством. К счастью, моя просьба была удовлетворена, и моя научная деятельность продолжилась в тандеме с Олесей Витальевной. Благодаря ей я успешно завершила аспирантуру и защитила диссертацию на нашей кафедре. На мой взгляд, в этом огромная её заслуга.
- Как проходило ваше обучение? Что для вас было самым сложным?
Моё обучение проходило довольно интересно. В сентябре 2019 года я поступила, а на первую сессию, которая проходила в январе, ещё успела съездить. Но уже в феврале-марте начались ковидные ограничения — и вот тут началось самое весёлое. Летом приезжать на экзамены было нельзя. С одной стороны, это стало ограничением, но, как и любой кризис, ковид принёс и новые возможности. В частности, дистанционное обучение, которое изначально было доступно только студентам очного отделения, стало возможным и для заочников. Преподаватели с энтузиазмом пригласили нас присоединиться к онлайн-занятиям. Самым сложным для любого аспиранта и заочника, думаю, является самодисциплина. Важно уметь мотивировать себя, чтобы не отставать от учебного процесса. Кроме того, необходимо совмещать работу и учёбу. В аспирантуре уже все работают, и рабочие вопросы никто не откладывает. Но поддерживает мысль о том, что ты поставил перед собой цель и хочешь её достичь.
- Когда была ваша первая публикация в журнале ВАК? Какие особенности были в её написании?
Моя первая публикация в ВАКовском журнале состоялась в 2022 году, это был журнал «Философия и культура». Каких-то особенностей на этапе подготовки я выделить не могу. В целом, я просто резюмировала итоги своего научного исследования и объединила их в материалы статьи. Но уже после публикации оказалось, что статья продолжает свою жизнь. В прошлом году ко мне обратились из регионального художественно-публицистического журнала «Ватандаш» и предложили доработать статью в более публицистическом ключе. Мне было приятно, и я согласилась. Сейчас идёт финальный этап её подготовки. Думаю, уже в следующем месяце статья выйдет в этом журнале.
- Какие навыки, нужные для профессии, развил в вас ГИТР?
Прежде всего, научное мировоззрение. Я считаю, что искусствовед должен опираться на научную базу, а не на голословные заявления. Даже если говорить только о кинокритике, сегодня в интернете много кинокритиков, которые строят свои суждения исключительно на субъективных впечатлениях, не имея при этом научного обоснования. Для авторитетности мнений важно понимать истоки, находить новые интересные отсылки и тенденции, которые могли зарождаться задолго до появления самого кинематографа.
- Оправдались ли ваши ожидания от аспирантуры?
Да, разумеется! И даже больше, чем я ожидала. Я расширила свои знания, стала мыслить по-другому. Аспирантура словно «перекраивает» мышление в хорошем смысле этого слова. Мне ещё предстоит защита диссертации в диссертационном совете, но я надеюсь, что смогу преодолеть и этот этап. В любом случае, всегда буду с уважением вспоминать ГИТР за предоставленные мне возможности.
- Какие советы вы можете дать, чтобы успешно закончить аспирантуру?
В первую очередь, очень вдумчиво и ответственно подойти к выбору научного руководителя. Грамотный наставник — это 90% успеха. Если вдруг спустя год обучения вам захочется сменить руководителя, не бойтесь этого. Это естественный процесс. Также советую верить в свои силы. Четыре года (или четыре с половиной — в зависимости от формы обучения) поначалу кажутся огромным сроком, но они пролетают очень быстро. Поэтому важно наслаждаться каждым годом, использовать все возможности и не сомневаться в себе. Я уверена, что у каждого человека безграничный потенциал.
Интервьюер: Мария Медякова, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ11)
Фото: из личного архива Дианы Нугумановой
— Источник —