18 марта ГИТР посетил актер и ведущий Арарат Кещян. Он известен по роли Артура Микаэляна из сериала «Универ» на телеканале ТНТ. Целью визита стал мастер-класс от Арарата, на котором он поделился своим опытом работы с креативными группами. Студенты задавали вопросы гостю и даже вступали с ним в дискуссии.
«Продюсер создает»
Кещян раскрыл суть профессии продюсера и его роль на съемочной площадке, указывая на проблемы современных продюсеров и выделяя их достоинства.
— Хороший продюсер – это дар режиссеру и сценаристу, но есть и коммерсанты, которые просто зарабатывают деньги.
Гость сделал акцент на важности понимания своего дела и верности ему, продюсер должен отдать всего себя для того, чтобы показать миру отснятый материал, в который были вложены все силы. Также Арарат упрекнул молодежь в стремлении заработать много денег без приложения усилий, подчеркнув сложность кинопроизводства и важность жизненной цели.
— Первично должна стоять ваша цель. Если вы сомневаетесь в своем выборе сейчас – кинопроизводство лишь кажется «легкотней», это тяжелейший труд. Если у вас цель заработать больше денег — займитесь чем-то другим, легкого тут нет ничего.
«Выпендриваться в первый съемочный день не нужно!»
Актер кратко рассказал о своем творческом пути, который начинался без театрального образования. 10 лет Арарат работал над собой и набирался опыта на съемках и выступлениях, постепенно понимая, как и с кем нужно взаимодействовать. Гость поделился личным наблюдением:
— Когда проект длительный, ты сродняешься со своим героем и даже начинаешь его понимать больше, чем группа креативщиков.
К слову, креативщики, подчеркнул Арарат, не ждут от нового актера каких-либо замечаний в работе над поступками героя. Главная задача актера – исполнить роль и проникнуться своим персонажем, а не додумывать за создателей его психотип. Это можно позволить лишь тому актеру, который уже долгое время работает с тем или иным персонажем. Дойдя до момента, когда он может анализировать поступки своего героя, Арарат вступал в дискуссии с креативной группой и доказывал, что его персонаж не способен на прописанные сценаристами действия.
— А это приводит к конфликту с креативщиками?
— Это сложно назвать конфликтами, но разговоры на повышенных тонах были.
«Не всегда мировоззрение режиссера стыкуется с общим»
— А были ли серьезные конфликты, допустим, между продюсером и режиссером?
— Между этими людьми конфликт неизбежен, потому что режиссер будет стоять за свой проект до последнего. Продюсер, который поддержал его, точно будет добавлять элементы, благодаря которым проект будет выгоднее продать не только финансово, но и качественно, фестивально. Не всегда этот процесс обходится без скандалов и приходит к компромиссу.
Спикер затронул тему жанров кино и желания современных режиссеров снимать страшные негативные фильмы.
— Всегда хочется какой-то противоположности. Когда у тебя в жизни что-то в избытке, хочется чего-то нового. Не хватает эмоций, и мы гасим это негативом.
В стенах ГИТРа вновь зазвучали слова о необходимости хорошего доброго кино, которое снять гораздо сложнее триллера.
Арарат Кещян уверен – придумать и снять трагедию матери, потерявшей ребенка, проще, чем развить на экране тему чистой любви дедушки и внука. Для этого и нужно учиться и работать над собой.
На примере сериала «Аутсорс» (реж. Душан Глигоров, 2025) Арарат показал, как оценивает современные фильмы:
— Как художественное произведение я бы оценил его на 5 с плюсом, но как сериал — минус 2. Потрясающая игра актеров, но ужасный сценарий, нагоняющий один негатив. Избавьтесь от негатива и его навязывания на других, это сложно, но возьмитесь за самый сложный жанр – комедию. Подарите людям свои светлые лица!
«Актер стал больше, чем просто актер на площадке, что с этим делать?»
Снова о том, как актер может попасть в творческий конфликт с режиссером. Кещян рассказал, что, приходя на пробы в новый проект, он общается с режиссером. При условии нормального контакта с ним задает вопрос, может ли он что-то предлагать, как актер. Конечно, получив согласие, важно также не увлекаться этим во избежание конфликтов. Важно оставаться внутри своей задачи и не переходить границы. Это может получиться благодаря коммуникации актера и съемочной команды. Гость сделал акцент на умении договариваться для того, чтобы рабочий процесс был легок не только физически, но и морально.
Арарат посетил ГИТР по приглашению мастера продюсерского факультета Армана Серобовича Ордяна, который задавал уточняющие вопросы и дополнял слова гостя рассказами о совместных съемках программы «НЕ ФАКТ!» на телеканале «Звезда».
— Когда мы с тобой познакомились, ты начал работать на телевидении. У тебя не было ни дня свободного времени. Почему ты туда пошел? Расскажи про работу на телеке!
— Мне было интересно узнать, что это такое. Мне понравился формат и тематика программ. Я узнаю массу нового, езжу по миру и получаю бонус в виде зарплаты. Привыкал к формату долго. Но со временем мои коллеги-актеры стали мне звонить и говорить: «Как ты это делаешь? Повествовательно ты держишь аудиторию, столько текста, столько аспектов». Вот тогда я понял, что у меня что-то получается.
Арман Серобович рассказал о том, как они с Араратом полетели в Лос-Анджелес снимать проект, который оказался на грани провала из-за ошибки самого продюсера Ордяна. Арарат признался, что не смог стерпеть такого коллапса, собрал вещи и поехал в аэропорт, чтобы улететь домой. Тогда продюсер нашел выход из этой ситуации и смог вернуть актера на площадку. Спикеры подчеркнули, что продюсер должен вовремя среагировать, признать свою ошибку и постараться сделать все, чтобы исправить ее, не зацикливаясь на рабочем процессе.
«Чем больше вы будете работать со сложными людьми, тем проще вам будет на производстве!»
— Топ 3 критерия успешного проекта?
— Первое – качественный, идеальный сценарий. Второе- талантливый режиссер. Третье – слаженный ансамбль актеров и режиссера, каждый должен быть на своем месте. Такой проект, по моему мнению, не продать будет очень сложно.
После мастер-класса студенты сделали совместные фотографии с актером и обсудили его лекцию между собой.
Текст и фото: факультет журналистики, 1 курс, Шагиева Аделя, группа ДМ11