Размер шрифта: Фон:
Студентам
Андрей Янайт: «Сейчас у меня в холодильнике больше плёнки, чем еды»

Корреспондент ГИТР-ИНФО Мария Тимохова взяла небольшое интервью у победителя фестиваля WorldSkills.Russia (он проходил в сентябре в Саранске) Андрея Янайта, студента операторского факультета Института кино и телевидения (ГИТР).

  • У тебя в шапке профиля в соцсети написано, что ты актер дубляжа. Отсюда и вопрос, как ты вообще выбрал профессию оператора, если начал с актерства? 

— У меня есть хороший друг — Владимир Войтюк. Мы с ним с детского сада дружим. У него мама и папа актеры. И я Вове безумно благодарен, что он мне очень помог в это дело войти. Мы вместе пошли в театральную студию в школе. Это место подарило очень многое. И если я ничего не путаю, у меня первая фраза в дубляже была такой: «Хочу пИсать, сейчас лопну». А вот где-то в 12 лет я начал фотографировать. Я купил себе фотоаппарат, как раз с первого гонорара. А когда я уже снимался в «Новеньком», то приходил, всю группу фоткал, потом меня позвали фотографом.

  • Снимал backstage?

— Да. А когда я в 9 классе был, нужно было решать, где мне дальше учится. И я посмотрел, вот оператор, а я фотографирую. Операторы тоже с камерами, мне это нравится, интересно.

  • А еще на каких проектах снимал backstage, кроме «Ивановы Ивановы»?

— На трех. Вот «Новенький», «Колокол», «Ивановы Ивановы». Были еще какие-то маленькие «одноразовые». Есть проекты с классными актерами, о которых я просто не могу говорить, потому что я согласие о неразглашении подписал. Вот, они пока еще не вышли, как выйдут, можно будет об этом говорить.

  • Ты много фоткаешь на пленку. Помнишь, что была за модель первого пленочного фотоаппарата?

— Помню, это ФЭД-5С.  Дальномерный пленочный фотоаппарат с 35-миллиметровой пленкой.

  • Он жив еще?

— Да, дома валяется. Сейчас у меня в холодильнике больше пленки, чем еды. Там все ею завалено, потому что она стоит очень дорого. Пленка ограничивает тебя по свету, у нее не может быть такой светочувствительности, как у цифры. Соответственно, в темных помещениях сложно на пленку фотографировать, приходится делать длинную выдержку, движения могут размазываться. Иногда это может дать эффект, но в целом не совсем корректно.

  • Я видела, что ты на 16-мм кинопленку снял видео. Как это было?

— На мое восемнадцатилетие мои кореша, с которыми мы вместе работаем, учимся, сделали такой подарок — купили камеру 16 мм, она почти в новом состоянии, у нее паспорт есть, гарантийный талон, она произведена где-то в 1979 году. И к ней шла просроченная на 30 лет кинопленка. На просрочку всегда страшно снимать, потому что не знаешь, что получится. Учитывай, что опять же, проявка стоит дорого — проявка со сканированием этой пленки стоит пять с лишним тысяч.

  • Настолько дорого? Я думала, там ценник ниже.

-Я написал на «Мосфильм», но они не хотели браться за просрочку, у них просто нет химии, которая способна ее проявить. Искусство дорогое, ничего не поделаешь. Ребята подарили эту камеру, камера работала, но недавно она сломалась.

  • Сломалась???

— Да-да-да, ее нужно заводить, она работала без аккумулятора, и просто этот пружинный привод сломался. Мы пришли на смену, начали снимать клип на нее — купили советской пленки кучу. И вот она и сломалась во время того, как мы снимали.

  • Но почему пленка, если это не всегда удобно, еще и дорого?

— Это очень красиво. Так как я творческий человек, мне очень важно физически чувствовать то, что я делаю. Цифровая фотография – это файлы, пленочная фотография – ты в руках можешь подержать то, что ты сделал. Плюс одно из важных преимуществ – пленка стоит денег. Ты физически не тратишь кадры впустую. У тебя коэффициент полезного действия гораздо выше. Пленка заставляет думать, а в фотографии это важноНу, и есть в этом какая-то романтика. А если говорить про кинопленку, то тут чуть меньше объективных причин, я бы сказал, что их почти нет. Это красиво, это эффектно и интересно выглядит. Но именно для меня кинопленка — это чуть больше баловство, хотя тоже инструмент. Но причины, почему я снимаю на кинопленку, близки к тем, что и на фотопленку.

  • Про WorldSkills. Что за конкурс? Расскажи вообще про это.

— WorldSkills — конкурс, который существует с 40-х годов прошлого века. Он появился в Испании, если я не ошибаюсь. В Европе после мировой войны была нехватка кадров, сделали такой конкурс. Победители получали гранты и грамоту, с которой тебя реально везде берут. Но компетенция видеопроизводства, в которой я, собственно, участвовал, есть только в России. Раньше можно было выйти на мировой уровень, сейчас нельзя, в силу разных обстоятельств. Более того, конкурс в России называется «Молодые профессионалы», а не WorldSkills. Вообще цель – создание документального фильма-портрета. Конкурс длится пять дней. В первый день ты знакомишься с техникой, все проверяешь, уходишь. Приходишь на второй день, тянешь из шапки имя, номер и профессию случайного человека. Ты ему звонишь, говоришь: «Здравствуйте, я сегодня и завтра про вас снимаю фильм». За 3 часа ты должен познакомиться с человеком, придумать в целом фильм и еще сделать фотографии для презентации и создать 3D модель персонажа. Плюс еще ты рисуешь раскадровку.

  • Но три часа — это же очень мало, ты же делал все один?

— Да-да-да, у тебя обед, ты сидишь, параллельно придумываешь свой фильм. Потом тебе дается 3 часа на то, чтобы сделать 3 презентации, тритмент, экспликацию и КПП. Ты в лютой спешке делаешь 3D модель, пока она делается, ты сворачиваешь это окно, открываешь презентацию, делаешь презентацию. Потом спишь, на самом деле не спишь, нет времени спать. Потом съемочный день, ты забираешь свою технику, приезжаешь, и у тебя 8 часов на съемку твоего фильма. Фильм должен длится от 3,5 до 5 минут.

  • А оценки работы — это, грубо говоря, математика, но только в творчестве.

— Да, большинство пунктов объективны. Но это все равно твое творчество, никто этого не отрицает. И наша цель была сделать так, чтобы этот фильм получился не только технически чистым, но еще и интересным. Тут ты сам себе режиссер, продюсер, оператор… Вот, потом ты возвращаешься на базу, скидываешь материал с карт. На четвертый день ты приходишь, садишься монтировать. Смонтировать все нужно по правилам, в разных программах. Потом ты все это заливаешь на YouTube. Приходишь на 5 день, тебе дают материалы другого человека, и ты монтируешь ему трейлер в профессиональной программе. Все — это последний этап, ты умер за эту неделю, но потом ты судорожно ждешь результатов и видишь, что все хорошо и кайфуешь.

  • И у тебя там первое место!

— Да, было первое место, причем с нормальным таким отрывом, боюсь соврать, но там 8 или 9 баллов. Конкурс закончился, и я рад, что этот опыт был в моей жизни, но я рад, что он закончился.

  • А работать где планируешь — на телике или YouTube?

— Не хочу на телике. Я думаю, что на телевидении меньше перспектив карьерных. Мне кажется, что там проще с самого начала сесть на какое-то хорошее место, но развиться уже сложнее. Я знаю, кем я хочу быть, но мои желания и жизнь могут расходиться. По поводу работы, может быть, ситуация, которая сложилась сейчас в стране, нам даст подъем отечественного кинематографа. Нужно немножко всем отойти от состояния, которое сейчас у всех есть. Мы, конечно, все грезим о высоком артхаусном кино, которое будет получать все премии мира. А по факту, скорее всего, клипы, реклама, иногда кино и сериалы. В коротких метрах нет денег, потому что его никто не смотрит, соответственно, никто не хочет в него вкладываться. Кстати, неплохая идея для стартапа – сделать площадку для короткометражек, которая будет выделять деньги для их создания, чтобы люди смотрели.

Советы Андрея по выбору пленочной камеры для новичка:

Хороший, но не бюджетный вариант OLYMPUS OM-1 или OLYMPUS OM-2. Очень качественные японские фотоаппараты, но цена ≈ 10 000.

Бюджетный вариант для новичка – мыльница. Но она автоматическая, поэтому разобраться в ручных настройках, изучить не получится.

Одноразовые фотоаппараты. Fujifilm – цветные точно, ilford – черно-белые. Это та же мыльница, но после того, как ты отснял, прямо с этим фотиком несешь в лабораторию, они его разбирают, достают пленку. Но это тоже не очень дешево.

Интервью взяла Мария Тимохова, факультет журналистики ГИТРа

Поделиться