В Краснодаре завершился 23-й Кубанский фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол». Зрителям и жюри представили 26 фильмов. Доцент режиссёрского факультета Института кино и телевидения (ГИТР) Алексей Владимирович Васильев получил приз в номинации «Лучший фильм-биография».
Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла у Алексея Владимировича короткое интервью, в котором лауреат рассказал о создании картины.
- Чем вас заинтересовал Юрий Завадовский?
— Во-первых, многогранным и полифоническим образованием.
Юрий Завадовский — потомственный дворянин русского происхождения. Он вырос и состоялся как дипломат и востоковед в Париже. В его судьбе и трудах сошлись три великие культуры — русская, европейская и древневосточная. Эта судьба заворожила меня.
В основе сюжета лежит неодолимая тяга учёного вернуться на Родину. В 1922 году Завадовские вынужденно выехали из России в Париж. Позже Юрий вернётся в Советскую Россию и посвятит свою жизнь только ей. Политические противоречия не убили любовь к дому.
- Где проходили съемки?
— В Москве, Париже и Ташкенте. В Москве снимали личный архив Завадовского и его дочь Светлану Юрьевну. В Ташкенте реальные места, где учёный жил и работал. В Париже ассоциативно-иллюстративную натуру, атмосферные пейзажи, символику жизни. В основе изобразительной формы косвенный метод. Есть в фильме тема жизненного пути – дорога. Жизнь Завадовского — сложный путь домой: из Парижа через Восток в Россию.
- С какими сложностями столкнулись в работе над фильмом?
— Основная сложность таких тем — как изобразить события, которые разворачивались в прошлом. Приходится рассказывать косвенно. Нам помогли воспоминания дочери Юрия Завадовского. Предметный мир, который он оставил в домашнем архиве — картины, фотографии, письма, рисунки и рукописи его потрясающих переводов древней арабской письменности.
- Как удаётся не бросать идею на полпути?
— Помогает внутренний принцип. Работа с материалом — большая ответственность перед героем, коллегами. И зрителем, в конце концов. В процессе работы были свои сложности. Подвело здоровье, ломались планы из-за коронавируса… Но главное — не искать жалости. Главное — продолжать. Если взялся, надо идти до конца.
- Какие творческие планы на ближайший год?
— Идёт работа над двумя темами под патронажем Министерства культуры. Первая — картина о Петровском флоте. В сценарных планах — съёмки живой натуры на море, действующей копии корабля времён Петра I и рассказ истории создания русского флота. Второй фильм касается отношений между Россией и Евросоюзом в сфере культуры и искусства. Пока идёт разработка и подготовка, детали и подробности остаются «за кадром».
Интервью взяла София Черенкова, пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР
—
Васильев Алексей Владимирович. Доцент. Режиссер-документалист, кинооператор, член Союза Кинематографистов России, гильдии кинорежиссеров России. Лауреат всероссийских и международных кинофестивалей, в том числе ТЭФИ. Сотрудничал с телеканалами: 1 канал, Россия, Культура; холдингом "Совершенно секретно"; студиями "Лавр", "Цивилизация", "Центр национального фильма".
Преподает «Мастерство режиссера телевидения», "Теорию монтажа", "Основы режиссуры".