Размер шрифта: Фон:
Студентам
Алексей Самолётов: зачем актер стал военным корреспондентом

Интервью с преподавателем Института кино и телевидения (ГИТР) Алексеем Самолетовым о буднях военного журналиста.

Поводом для интервью послужило то, что в этом году исполняется 25 лет трагическим событиям в городе Будённовске — в июне 1995 года вся страна с замиранием сердца следила за новостями из захваченной боевиками Шамиля Басаева городской больницы. Алексей Эдуардович Самолётов был тем самым журналистом, который добровольно стал заложником ради спасения людей.

Алексей Эдуардович мог сделать блестящую актёрскую карьеру, но избрал путь военного журналиста. До теракта в Будённовске он побывал с командировками в Афганистане и Таджикистане и установил контакты с видными полевыми командирами и лидерами моджахедов.

«Так получилось, что многие люди, которые воевали в Афгане и Таджикистане, затем плавно перетекли в Чечню. Это я понял, когда стал замечать боевиков в пакулях (головной убор афганцев – прим. автора). В свое время Ахмад Шах (лидер моджахедов — прим. автора) дарил мне белый пакуль, что означает некое приближение»,- рассказывает Алексей Самолётов .

Видимо из—за этого факта Басаев выбрал в качестве одного из переговорщиков Алексея Эдуардовича.

«Мне говорят, что Вас зовёт Шамиль Басаев. А я Шамиля до этого не знал, всех его помощников знал и массу всякого народа, которые ещё в Таджикистане по горам шлялись, а Басаева не знал. Но, судя по всему, он про меня всё хорошо знал».

Напряжённая обстановка сыграла Самолётову на руку, он сумел взять ситуацию в свои руки и развернуть обстановку на 180°.

«Я воспользовался разрывом шаблона. Басаев ждал крутого журналиста, а пришёл пацан не стриженный. Ну ты позвал, я и пришёл. Понятно, что у него произошел разрыв шаблона — он ждал известного корреспондента, который у Хекматияра (полевой командир — прим. автора) был, у Ахмад Шах Масуда был, а появился я».

Особую роль в успешных переговорах сыграл актёрский талант Алексея, грамотная речь так же имела важное значение.

«Я всегда говорю своим студентам, что вы должны быть и актёрами, и режиссёрами, и операторами. Вы должны уметь выбирать правильную интонацию, у вас должна быть хорошая речь  — это всё вам помогает. Если ты умеешь выстроить партнёрские отношения, цепляясь за интонацию, за мимику, это уже психология, это наша актёрская тема. Здесь она мне помогала. Я перехватил инициативу».

Лидер террористов постоянно делал заявления и объявлял свои требования, главным из них был вывод российских войск с территории Чечни. Но выполнение этих требований было невозможно и это понимали все.

«Басаев загнал себя в такую обстановку, из которой выходом для него был я. Я сказал — отпусти людей, а потом говори. И он отдал! Всех заложников».

На вопрос, не чувствует ли он себя главным героем в этих событиях, мой собеседник ответил:

«Всё закончилось хорошо, благодаря тому, что мы вовремя остановили штурм. Этому способствовал Герман Алексеевич Угрюмов (в 1995-м  начальник управления контрразведки Тихоокеанского флота — прим. автора).

Те самые журналисты-заложники, среди которых был наш герой, вместе с боевиками на автобусах отправились в Чечню, их отпустили лишь в Хасавюрте, пограничном дагестанском городе.

Четверть века прошло с тех трагических событий, но актуальность этой темы не угасает и по сей день.

 Текст — Иван Чернятьев (ДЖ12)

 Редактор — Ольга Маякова

 Фото из Интернета

Поделиться