Размер шрифта: Фон:
Абитуриентам
Студентам
Александр Суворов, актер театра и кино, преподаватель ГИТРа: «Каждый немного актер»


«Актерское мастерство – это про действия: что я делаю, для чего и зачем, и как я могу найти пристройки для того, чтобы это действие реализовать. Журналисту очень часто приходится быть невероятно гибким и изменяться в моменте», — так учит ГИТРовцев Александр Валерьевич Суворов — актёр театра и кино. Владимир Волгушкин захотел узнать еще больше секретов актерского мастерства и взял интервью у мастера.

Ваше мнение, зачем журналисту нужно актерское мастерство?

В первую очередь, как мне кажется, это умение приспосабливаться к ситуации. Возможность подстраиваться, при этом не сбиваться с основного действия, это очень важно. Плюс, мне кажется, журналист, как актер, должен уметь принимать на себя определенные социальные роли в зависимости от контекста, что тоже обеспечивает наиболее грамотный подход к материалу, к ситуации и к аудитории в принципе. Но если мы говорим о сути актерского мастерства, в одной фразе: это поверить в то, чего не существует и заставить поверить в это других. И при этом действовать по Константину Сергеевичу подлинно и целесообразно, не изображая что-то.

 

Вы упомянули, что очень часто журналисту надо войти в роль, и мы знаем, что у многих, особенно на первом курсе, перед камерой либо перед аудиторией возникает невероятное волнение, и начинаются легкие приступы тахикардии. Ваши советы, как с этим справиться?

 Волнение — это достаточно сложная эмоция, а наш организм — это сложный психофизический механизм. Если мы пойдем по Станиславскому, у него есть три движка: ум, сердце и воля. То есть наш мозг отвечает за то, чтобы ответить на вопросы: «Зачем? Почему это происходит?» Но, за то, как мы себя при этом чувствуем, отвечает наше сердце, то есть эмоционально-чувственно-психологический аппарат.

Не всегда мозг и сердце дружат между собой. Иногда им мешает воля, иногда наоборот — помогает. То есть навык, который дисциплинирует, заставляет принять то или иное решение, сделать то или иное действие. Вот этим конгломератом надо научиться управлять. И раз уж мы говорим о волнении, мы можем вывести его в баланс двумя способами: либо через мозг, либо через тело. Через мозг это не всегда получается. Если я работаю со спикерами, у которых мыслительная составляющая является превалирующей, то тут я предлагаю идти через убеждения, через абстракции, через техники, которые связаны вербальным самовнушением. 

Если мы говорим о том, что человек эту историю не контролирует, то здесь мы идем самым простым путем — через тело. Если мы загружаем свою физическую систему каким-то образом, то мы отвлекаем внимание от волнения. Очень простые и действенные вещи — это дыхательные практики и резкая физическая нагрузка. Ну понятно, что это не в моменте, а хотя бы за 10−15 минут до.

 Если возвращаться к мыслительным процессам, есть две классные техники, которые я очень люблю:

Первая — «Я пришел к вам с подарком». Вы, стоя перед камерой, не обязаны отчитываться перед аудиторией в чем-то. Вы с ней делитесь своим взглядом на ситуацию, информацией определенной, возможно развитием какой-то темы. Я нахожусь в позиции дарителя, а не в позиции человека, который говорит: «Пожалуйста, выслушайте меня, но только не бросайте помидоры». Это определенным образом перестраивает вектор волнения. То есть, зачем мне волноваться, если я пришел отдавать, и не завишу от стороннего мнения?

Вторая техника, наверное, если мы говорим о работе с аудиторией, когда она широкая. Это страх большого количества людей, которые свой взгляд направляют на тебя физически, а не из-за камеры. Здесь работает принцип «кто в клетке». То есть, когда мы волнуемся, у нас возникает ощущение, что мы какое-то диковинное животное, на которое пришли смотреть в зоопарк люди, которые сидят. И нам каким-то образом надо их удивить или хотя бы соответствовать их ожиданиям. Если мы меняем этот вектор, то есть со всем уважением к аудитории, мы приходим в зоопарк смотреть, кто перед нами, волнение превращается в интерес. И это одна из тех практик, которая помогает мне и моим ученикам.

Фото: личный архив Александра Суворова 

Автор статьи: Владимир Волгушкин, студент факультета журналистики ГИТР, ДЖ12.

Редактор текста: Алина Коновалова, ДЖ12. 

Поделиться