Размер шрифта: Фон:
Преподавателям
Абитуриентам
Студентам
Александр Овчинников — выпускник ГИТР, чью музыку знает вся страна


Институт кино и телевидения (ГИТР) — место, где учатся будущие профессионалы. И это не меняется даже сквозь годы. Работа над командными проектами, ток-шоу, аудиовизуальными произведениями — постоянная практика. Факультет звукорежиссуры ГИТРа ценится не только современностью, но и огромным объемом полезных знаний, которые могут помочь и при создании своих, уникальных музыкальных проектов. 

Александр Овчинников — выпускник факультета Института кино и телевидения (ГИТР). Сейчас он — кинокомпозитор, чья музыка украшает ни один сериал, фильм и мультфильм. Его музыка звучала в «Героях Энвелла» и «Сказочном патруле, в «Хрониках чудес», «СОБЕЗЕ» и в «Четверых в кубе». В интервью он поделился, как проходило его обучение, строилась творческая карьера и почему при создании саундтрека так важно экспериментировать.

Александр, с чего началась Ваша любовь к музыке?

Я занимался музыкой с детства. Родители — музыканты. У отца был синтезатор и кабинетный рояль, на котором он играл. Куча музыкальных инструментов через меня проходили, поэтому это мне было всегда дико интересно. И особенно когда не было компьютера, но был синтезатор — высокие технологии меня притягивали.

Почему именно кино, а не телевидение?

Мне это искусство близко. Классные, захватывающие рассказы. Киномузыка и кино в целом мне всегда нравились. Телевизор я смотрел мало. А когда поступил в ГИТР — перестал его смотреть вообще. И  вдруг у меня режиссер, с которым мы до сих пор работаем на проекте, тоже снимает классное кино — Антон Лоншаков — выпускник ГИТРа — прекрасный режиссер, сценарист. И мы с ним вместе пошли в сторону кино.

Сейчас вы композитор. Но Ваша карьера все равно началась со звукорежиссуры. Расскажите про это.

После Института появилась возможность поработать на большой, хорошей студии звукозаписи в роли ассистента Константина Матафонова — на тот момент звукорежиссера «Blackstar’а». Там я проработал около 7−8 лет, и потом музыкальная карьера меня все-таки настигла. 


Расскажите про ступени вашего образования. Вы окончили не только ГИТР, но и консерваторию, курсы.  

У меня было базовое незаконченное музыкальное образование. Когда переехал из родного города, Кургана, родители решили не наседать на меня новой школой. Потом я сам начал образовываться, появился интернет, где можно было узнать очень много нового. Главное — захотеть. После ГИТРа я пошел в консерваторию на вечернее отделение. Два года я там проучился по курсу композиции, много хорошего и полезного узнал. Потом я прошел онлайн-курс киномузыки в «Berklee College of Music». Ну и до сих пор продолжаю самообразовываться.

Какие Ваши самые запоминающиеся проекты?

Сначала, конечно, нужно, упомянуть спекталь — «Сон разума» вв Московском Губернском театре, где Сергей Безруков является художественным руководителем и режиссёром этого спектакля. Это была моя первая запись симфонического оркестра. Слова излишни. Я там на седьмом небе был, что называется. Очень пышный, большой спектакль. Сочный такой, я бы даже сказал. А второй проект — это анимационный сериал «Герои Энвела» с Антоном Ланшаковым, режиссером и сценаристом. Там в итоге я написал 9,5 часов музыки за 4 года. Это было очень классное и увлекательное путешествие. И с Антоном, повторюсь, я очень люблю работать. Он пишет классные истории и прекрасно их режиссирует. И в «Героях Энвела» удалось поэкспериментировать и написать мультижанровые вещи.

 

«Герои Энвела» считается одним из самых известных проектов, над которым Вы работали. Как Вы думаете, чем обусловлена его популярность?

Я считаю его нестандартным — это первая анимация в России, которая сделана для подростков. Хотя официально она, конечно, 6+, но ее аудитория — это 10, 12, 14, 16 лет и даже совершеннолетним это очень заходило. Смело написанная, завлекающая история. Да, возможно, первые серии по графике немного отталкивали, но есть и те, кого зацепила именно история. Это очень крутой, эпичный проект.

А что было самое интересное при создании музыки в «Героях»?

Нужно было совместить фэнтези и киберпанк. Школьники попадают в мир компьютерной игры — все смешано. Там есть и роботы, высокие технологии, и эльфы. Это было классно. И, наверное, еще одной отличительной особенностью все-таки было и то, что я писал, как для кино. В каждой серии уникальная музыка. Темы там используются одни и те же, но адаптируется это аранжировкой под происходящее. Все уникально. Обычно сериалы делают так: пишутся первые четыре серии, а потом это конструктором развивается дальше и монтируется. Тут же у нас подход был как к полноценному блокбастеру.

А почему у вас появилась такая любовь к электронной музыке, космосу?

Ну, наверное, как правило у всех подростков возникает тяга к высоким технологиям. И воспитан я был преимущественно на электронной музыке.. Ну, то есть, это что у нас там? Майкл Джексон. Не назовешь его музыку, наверное, полностью живой, хотя там и используются живые инструменты, но тем не менее, я  — ребенок 90-х — там уже доминирует электронное звучание. Поэтому для меня это было как что-то суперсовременное. И до сих пор я считаю, что электронная музыка — отображение современности.

 

Недавно вы поделились в социальных сетях своей серией сочинений «Миллиарды световых лет от нас». Сколько частей планируется в перспективе?

Четыре части.. Сейчас я поделился первой частью — «Земля». К сожалению, я уже выбился из графика делать это раз в год. К счастью, много работы. Но к собственному творчеству я пришел спустя 10 лет прикладной музыки и работы с медиа. Решил: нужно попробовать написать что-то своё  и отобразить свою любовь к космическим путешествиям. Надеюсь, до конца года получится сделать вторую часть.

Огромный список людей, работающих над проектов, помещение, запись. Что вообще нужно, чтобы собрать такой большой оркестр?

Хорошее знакомство со звукорежиссером. Я решил, что пора из скопленных денег от проектов потратиться уже и на свою работу, сделать ее достойно. Ну, не дешевое удовольствие — запись симфонического оркестра в первой студии Мосфильма. Но когда ты испытываешь это ощущение — планку понижать не хочется. Понимаешь, если что-то делаешь, то нужно делать это на сто процентов.

 

С кем вообще пришла идея именно такой космической концепции?

Я всегда любил космическую тематику. Мой псевдоним «Billione» это показывает. В период с 18 лет я увлекся психоделическим трансом и вся культура, как я выяснил, идет из Индии и Индусы тоже любят связываться с космосом. И в какой-то момент я понял: нужно придумать псевдоним. У меня было достаточно материала, чтобы начать выступать со своей музыкой. И где-то я увидел обложку очень старого, 95 года, психоделического транса, который назывался, по моим воспоминания, «Миллиарды световых лет вперед» — так я и назвал серию своих произведений. Там на английском это звучало «billions of light years forward» и мне показалось, что «биллион» — это какая-то выдуманная единица измерения для передачи этих бесконечных космических расстояний. Только через несколько лет я узнал, что это миллиард, но тем не менее — псевдоним мне понравился: одновременно забавный, в какой-то мере экстравагантный и очень хорошо запоминается. С первого раза, как правило, запоминают все. А это очень важно в индустрии.

Бывало ли такое, что работа превращалась в рутину?

Временами превращается, конечно, когда ее много.С опытом я понял: нужно разграничивать — все деньги не заработаешь. Лучше в какой-то момент уже выбирать. Я знаю людей, которые берут до сих пор все, но я не знаю, как они с этим справляются. Я лучше заработаю меньше, но удовольствия от проектов я получу больше.

А у Вас есть проект мечты?

У меня есть большая мечта поработать над фильмами Студии «А24». Наверное, их производство, их мышление, их отбор историй мне очень близки. Они очень любят экспериментировать, а я — вообще обожаю.Честно, меня даже не так привлекают какие-то блокбастерные истории. Мне нравятся эксперименты. Ужасы, кстати. Я недавно попробовал написать для хоррора. Он, кстати, скоро выйдет — «Мора», с Артемием Лебедевым в ролях. И я подошел к написанию саундтрека к этому фильму так, будто бы это сняла Студия «А24». Я спросил: «вы готовы поэкспериментировать?» 

Блокбастер — это очень круто и прибыльно. Не то, чтобы я открещиваюсь от этого, но все-таки я  больше бы отдался экспериментальным проектам. Желательно, конечно, тоже коммерческим. 

Кем вы видите себя через 10 лет?

Я хотел бы быть тем композитором, к которому обращаются за уникальным звучанием. Когда продюсеры и режиссеры понимают, что им нужно действительно что-то интересное и запоминающееся. Хотелось бы, чтобы за таким обращались ко мне. По всему миру желательно. Куда стремиться еще? 

 

Кто вас вдохновляет?

Ханс Циммер — это уже как Бетховен в киномузыке. Он вдохновлял тем, что всегда искал новые решения. Если ему попадался жанр, который ранее уже был в истории, то он пытался его переосмыслить. Это отлично культурно развивает киноиндустрию.

Дэниел Пембертон. Его зовут на проекты, где действительно нужно что-то интересное, нешаблонное. «Человек-паук: Через вселенные» — один из его самых известных проектов на данный момент. Это одна из моих топ-3 анимацй. Во многом из-за музыки.
Кристобал Тапия де Веер, который недавно получил грэмми за сериал «Белый лотос». Этот человек поразил меня тем, что он использует нестандартное решение — это очень интересно смотреть.

С каким у Вас словом ассоциируется ГИТР?

Ну, семья, наверное.

Какой ваш любимый фильм?

«Матрица». Просто звучит очень современно до сих пор, хотя это и оркестр. У кого-то оркестр может вызывать архаичные ощущения, но тем не менее. «Матрица» звучит до сих пор свежо и очень круто.

Стать одним из самых востребованных композиторов, будучи звукорежиссером — не мечта, а реальность. Институт кино и телевидения (ГИТР) — это возможность попробовать себя во всех медиа направлениях и стать профессионалом своего дела.


Текст: Карина Науменко, ДЖ21.

Фото: личный архив Александра Овчинникова.

Поделиться