22 мая у доцента Института кино и телевидения (ГИТР) Алексея Владимировича Васильева день рождения.
Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла у него небольшое интервью накануне.
— С чего начался ваш творческий путь в кино?
— В детстве я видел сны фильмами. Позже казалось, даже думаю кадрами. Когда пришел в экранную профессию, вспоминал эти картинки, они оказались вполне монтажным. А документальным кино начал заниматься уже в сорок лет. До этого уже работал на телевидении — оператором. Думаю, что тогда ещё не очень владел ремеслом, действовал скорее интуитивно, но мне повезло! Рядом работали те, кто «заводил» своим искренним отношением к профессии, допускали пробовать себя в разных специальностях, учиться на практике, но быстро понял – не хватает основы, теории.
В Институт повышения квалификации работников телевидения и радио (ИПК) поступил на режиссёрский курс в мастерскую Игоря Константиновича Беляева. Там и нашёл истинный смысл в профессии.
— Произведения какого режиссёра повлияли на вас?
— В первую очередь работы Игоря Беляева. Мастер мой и учитель по жизни один из основоположников принципа художественного в документальном. Его картина «Дорога в Ад» просто перевернула моё представление о режиссуре в документалистике.
В природе этого фильма, лишь кадры хроники Чеченской войны 90-х. Это «новости», но в результате особого авторского отношения, режиссёрской концепции и мастерства на экране глубочайший, пронзительный по эмоциональной силе художественный образ жестокой войны. Я не верил, что это возможно!
Других не стану называть. Всех не получится, а каждое имя в бесконечном ряду примеров бесценно.
— Что запомнилось со съёмок серии о Вильгельме Рентгене из проекта «Гении и злодеи уходящей эпохи»?
— Лето 2004 года. Мы с Игорем Константиновичем заходим в мебельный магазин. Навстречу нам человек-легенда – Лев Николаев. Художественный руководитель ТК «Цивилизация» на тот момент, а в принципе, мэтр научно-популярного отечественного телевидения.
После короткого знакомства он сказал: «Приходите, попробуем что-нибудь вместе. Нам нужны молодые, озорные и веселые.»
Мне предложили делать фильм о Рентгене. По условиям формата в документальном виде необходимо использовать игровой метод. Бессонные ночи, бесконечные раскадровки, отбор натуры, работа с декорациями, съёмки… Это был новый этап моей жизни в профессии.
— С кем понравилось сотрудничать?
— Не хочется выделять фамилии, не хватит места. Но знаю точно: легко уживаюсь в профессии с людьми, кто переживает… борется за идею, страдает над кадром.
Мне сложновато. Беляев говорил: «ты слишком многое умеешь делать хорошо сам и требуешь от других того же. А люди… они другие!»
Быть режиссёром – значит убеждать. Верный путь – договариваться, идти на компромиссы. Научился, но по-прежнему, приятно работать с теми, кто готов на кадр потратить душу.
— Над каким проектом работаете сейчас?
— Есть две темы. Первая: национальный колорит таджикской культуры, её принципы, эстетические каноны. Особенно интересует традиционная музыка народа. А вторая – это фотография. Повод — юбилей Мультимедиа Арт Музея. Предложили сделать документальный фильм об искусстве фотографии. Но пока под давлением фактуры! Не находится в структуре музея точек касания, сценарная работа идёт не просто. Но думаю, всё получится!
— Почему начали преподавать?
— Мне кажется, я так и не начал. Каждая встреча, как первая. Всё время переживаю — вечный живой процесс. Формально начал делиться навыками, ещё когда сам учился, чтобы «говорить на одном языке» с коллегами.
В середине нулевых Татьяна Марковна Комарова работала в ГИТРе проректором по научной и творческой работе. Она и предложила мне провести мастер-класс. Так и завертелось… Надеюсь, получается.
Есть три великих профессии на Земле. Две из них пусть останутся интригой… а одна — это точно учитель!
— Что посоветуете будущим режиссёрам?
— Набираться опыта! Без этого в режиссуре делать нечего. Надо впитывать жизнь, разглядывать её под увеличительным стеклом. Познавать мир через литературу, кино, театр, другие искусства, науки и, конечно, общение. Нельзя сидеть дома!
И тогда по-настоящему пригодятся знания и навыки, которые мы осваиваем в институте.
Успехов всем, Коллеги!
Васильев Алексей Владимирович. Доцент. Режиссер-документалист, кинооператор, член Союза кинематографистов России, гильдии кинорежиссеров России. Лауреат всероссийских и международных кинофестивалей, в том числе ТЭФИ. Сотрудничал с телеканалами: Первый, Россия, Культура; холдингом "Совершенно секретно"; студиями "Лавр", "Цивилизация", "Центр национального фильма". Преподает «Мастерство режиссера телевидения», "Теорию монтажа", "Основы режиссуры".
Интервью взяла София Черенкова (ДР11)
Редакция ГИТР-ИНФО поздравляет Алексея Владимировича с днем рождения! И вы не забудьте поздравить.