Размер шрифта: Фон:
Абитуриентам
Студентам
15 лайфхаков от Майи Одиной для начинающих рецензентов

Как писать так, чтобы читали?

Факультет журналистики ГИТРа посетила Майя Одина. Сейчас она работает театральным обозревателем изданий «Афиша», «Театр» и «Экран и сцена». В тандеме с Ольгой Викторовной Маяковой они показали, насколько качественно можно работать со статьями в таком сложном жанре, как театральная рецензия.

Майя Васильевна просто и интересно рассказывала о своей работе.

Шутила и делилась историями о своей профессиональной деятельности. Занятие проходило в форме диалога, каждый мог задать вопрос и получить объективную критику своей рецензии. «Я это написал, потому что больше нечего было писать», — сказал один из первокурсников в защиту своего творения. На что Майя Васильевна ответила: «Не знаете, что писать – не пишите». После этого каждый понял: заезженные фразы и «вода» — это точно не про рецензии.

Вот советы, которые получили студенты на занятии:

1. Ориентируйтесь на издание. Прежде чем писать, изучите стиль издания или платформы, для которой работаете. В одном месте уместны глубокие разборы с терминами вроде «литературный дискурс», в другом — лёгкие и ироничные заметки.

2. Захватите внимание с первой фразы. Ваш текст должен зацепить сразу. «Станиславский жил с Немировичем-Данченко» — интригует? «В одну эпоху». Это пример от педагога ГИТИСа, где училась Майя Васильевна.

3. Чаще бывайте в театре и нарабатывайте хороший слог. Без базы не получится анализировать. Чем больше спектаклей и фильмов, книг и рецензий вы изучите, тем точнее будут ваши оценки.

4. Капитан очевидность. Писать «актёр взаимодействует с залом» — всё равно что заметить: «вода мокрая». Театр на этом и построен, лучше раскройте, как именно он это делает.

5. Забудьте про общие фразы. «Это потрясло!» — ни о чём. Конкретика: «Актёр, будто преодолевая время, взлетал под колосники, оставляя зал в оцепенении».

6. Бегите от клише. Официальная советская пресса — пример, как не надо писать: шаблонные фразы, пустые лозунги. «Победные строки коммунизма» никого не цепляют сегодня.

7. Работайте над заголовками. «МХАТу срочно требуется Станиславский» — удачный пример. Заголовок должен провоцировать интерес. Если не получается — подумайте еще, вариантов вашего заголовка может быть много.

8. Следите за структурой. Рецензия — не просто поток сознания. Постарайтесь не прыгать с темы на тему. Иначе ваш текст будет «растрепанным».

9. Не пересказывайте сюжет. Ваша задача — анализ, а не изложение. Зритель, и так знает, о чём спектакль, ему интересен ваш профессиональный взгляд.

10. Враг хорошего текста – лишние слова. «Отожмёте воду — получите приз».

11. Включайте детали. Описание внешности героя может оживить рецензию. Сделайте полноценный, а не поверхностный портрет персонажей. Расскажите о нем так, чтобы захотелось увидеть на фотографии.

12. Избегайте «детсадовских» оценок. «Поразило!», «Впечатлило!» — слишком абстрактно. Лучше объясните почему.

13. Не забывайте про режиссера и актеров. Постановка — это всегда видение режиссера и воплощение задумки талантом актеров. Обязательно опишите режиссера.

14. Держите стиль. Жанр требует единства. Выбирайте, как вам удобнее писать и не отклоняйтесь от намеченной цели. Если вы решили писать рецензию – не переходите на стиль блогерской заметки.

15. Превратите рецензию в художественный отклик. Рецензия — не просто сухой разбор, а ваш творческий ответ на спектакль. Если постановка вас вдохновила (или возмутила), не бойтесь писать в жанровой манере:
— Панегирик — если восторг искренний.
— Памфлет — если хочется едкой критики.
— Мини-эссе — если важны ассоциации и культурные отсылки.

Главное: избегайте микролога — унылого перечисления фактов без мысли и стиля.

 

Помимо разбора текста, журналисты узнали об отдельных жанрах мини-рецензирования в печатных изданиях. Узнали и интересные факты из жизни театра: спектакль будет считаться удачным не когда критики напишут множество статей и придут на постановку, а когда билетеры, костюмеры и другие работники театра будут смотреть и восхищаться. Потому что настоящим показателем успеха будет являться реакция простого человека.

Майя Васильевна неоднократно подчеркнула:

— Факт-чекинг – одна из самых важных деталей рецензии. Если рецензент пишет «как бы это ни было странно» или «удивительно, что» про какое-то режиссерское решение, то это действительно должно быть новшеством в постановке. Ведь если в театре использовали такой прием неоднократно, то это будет выглядеть непрофессионально в контексте рецензии. Необходимо быть насмотренным, чтобы хорошо и интересно писать о театре.

Авторы текста – Юлия Цветаева (группа ДЖ12), Виктория Царегородцева (группа ДЖ11), Дарья Червоная (группа ДЖ11), факультет журналистики ГИТР
Автор фото – Кирилл Ломакин, группа ДЖ12, факультет журналистики ГИТР

Поделиться