Размер шрифта: Фон:
Виды искусства, профиль - Кино,- теле- и другие экранные искусства
Искусствоведение
План
Преподаватели
Стоимость
Расписание

Искусствоведение

Аспирантура по научной специальности «Виды искусства», профиль - Кино,- теле- и другие экраные искусства.

Срок обучения
  • очная форма – 3 года
Аспирантура будет интересна тем,
  • кому нравится учиться и кто хочет продолжить своё образование
  • кто хочет исследовать экранные искусства: кино, телевидение и новые медиа
  • кто хочет получить отсрочку от службы в армии
Обучение в аспирантуре ГИТРа поможет
  • сформулировать тему научного исследования в соответствии с требованиями ВАК
  • найти научного руководителя, знакомого с вашей тематикой
  • пройти педагогическую практику в институте и в медиаиндустрии
  • подготовить научные статьи и принять участие в научных конференциях
  • написать кандидатскую диссертацию и планово подготовиться к её защите
После окончания аспирантуры вы сможете работать
  • преподавателем в вузе
  • научным сотрудником в научно-исследовательском институте
  • руководящим сотрудником в государственных структурах
Вступительные экзамены
    Реферат по специальности

    «Виды искусства», профиль - Кино,- теле- и другие экраные искусства.

    На почту zao4ka@gitr.ru абитуриенты присылают реферат. Тема письма: ваша ФИО, аспирантура, реферат.

    Реферат должен отражать тему будущего диссертационного исследования.
    Объем вступительного реферата составляет 40000 печатных знаков, 22 - 24 страницы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Библиография и фильмография входят в объем реферата.
    Реферат подлежит рецензированию.

    Структура реферата

    Введение. Обязательные пункты: постановка научной проблемы, цели и задачи исследования, новизна и актуальность, методы исследования, гипотеза научного исследования (тезис, который доказывается или опровергается в результате проведенной работы), теоретическая значимость исследования.
    Глава 1. Степень разработанности проблемы в научной литературе (обязательное оформление цитат на источники в ссылках). Анализ истории рассматриваемого вопроса в контексте научно-теоретических концепций.
    Глава 2. Анализ эмпирического материала (экранное искусство: кино-, теле- и медиапродукты, видеоигры, видеоарт).
    Заключение. Выводы и результаты исследования, подтверждение или опровержение гипотезы исследования, перспективы развития темы.
    Библиография. Фундаментальные и современные источники (за последние 5 лет) по теме исследования, которые должны быть обязательно процитированы в основном тексте.
    Оформление библиографии:
    1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
    2. Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-29.
    3. Фрейд З. Жуткое [Электронный ресурс] / Проект «Весь Фрейд». URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения 20.06.2025).
    Фильмография. Список фильмов – эмпирический материал исследования.

    Оформление реферата

    Титульный лист


    Автономная некоммерческая организация высшего образования
    "Институт кино и телевидения (ГИТР)"
    кафедра теории и истории культуры

    Реферат "Тема реферата"

    выполнил: Ф.И.О.

    Специальность: 5.10.3. Виды искусства. Кино-, теле- и другие экранные искусства.


    Научный руководитель:
    кандидат / доктор наук …




    Москва, 2025




    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ .............................. (номер страницы)
    ГЛАВА 1 (название)................. (номер страницы)
    1.1. (название) ........................
    1.2. (название) ........................
    ГЛАВА 2 (название) ................
    2.1. (название) ........................
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................
    БИБЛИОГРАФИЯ ...................
    ФИЛЬМОГРАФИЯ ...................

    Искусствоведение

    Вопросы
    1. С. Эйзенштейн как теоретик: важнейшие теоретические идеи
    2. Зарождение кинематографии. Эдисон, Огюст и Луи Люмьер, Ж. Мельес.
    3. Авангардные кино-теории Франции и основные положения теории фотогении Л. Деллюка.
    4. Французская "Новая волна". К. Шаброль, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, А. Рене (по выбору поступающего).
    5. Творчество Ф. Феллини.
    6. Творчество М. Антониони.
    7. А. Базен о теории кино.
    8. Творчество Л. Висконти.
    9. Основные положения концепции З. Кракауэра.
    10. Творчество Ч. Чаплина и его значение для развития мирового киноискусства.
    11. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа.
    12. Американский кинематограф немого периода. Д. Гриффит.
    13. Английская документальная школа: Дж. Грирсон, Р. Флаэрти.
    14. Творческий путь С. Эйзенштейна: общая характеристика.
    15. Постмодернизм в современном кино: П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер.
    16. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения.
    17. Особенности направления "неореализма" в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров.
    18. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения.
    19. Американский кинематограф 1930-1940-х гг.
    20. М. Маклюэн о развитии кино и телевидения.

    Основная литература
    1. Беленький. И.В. Лекции по всеобщей истории кино. М.: ГИТР, 2015.
    2. История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005.
    3. История отечественного кино. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

    Дополнительная литература
    1. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972.
    2. Бергман И. Латерна магика. М.: Искусство, 1989.
    3. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: "Искусство", 1965.
    4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт.
    5. Теплиц Е. История киноискусства 1895-1927. М.: Прогресс, 1968.
    6. Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945. М.: Прогресс, 1974.
    7. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Константа, 2013.
    8. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971. Т.2.

    Философия

    Вопросы
    1. Типы сознания: обыденное, мифологическое, религиозное и философское (научное).
    2. Типы философских мировоззрений: материализм и идеализм, монизм, дуализм и плюрализм. Примеры концепций.
    3. Структура философского знания. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология.
    4. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры.
    5. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры.
    6. Досократики: милетская школа, элеаты, пифагорейцы.
    7. Поздняя античная философия: эпикурейцы, киники, стоики.
    8. Средневековая философия: патристика и схоластика. Основные идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
    9. Проблема научного метода в философии Нового времени в работах Ф. Бэкона.
    10. Рационализм Р. Декарта и Б. Спинозы.
    11. Учение о множественности субстанций у Г.-В. Лейбница.
    12. Учение о познании Дж. Локка и Дэвида Юма.
    13. Философия И. Канта: гносеология, этика и эстетика.
    14. Русская философия. Космологизм В. Соловьева.
    15. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Понятие экзистенциальной свободы.
    16. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.
    17. Феноменология Э. Гуссерля. Эстетика Р. Ингардена.
    18. Экзистенциализм: общая характеристика основные представители (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
    19. Структурализм и семиотика: западная и отечественная школы (Р. Барт, У. Эко, Р. Якобсон, Ю. Лотман).
    20. Постструктурализм и постмодернизм: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр.

    Основная литература
    1. Рассел Б. История западной философии. Москва: Издательство
    АСТ, 2016.
    2. Лосский Н.О. Истории русской философии. Москва: Академический проект, 2018.
    3. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Мотрошиловой. В 3-х томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.

    Иностранный язык (английский)

    1. Чтение и письменный перевод со словарем научного текста по специальности объемом 1000-1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут. Фонетическое чтение отрывка из текста, проверка подготовленного перевода. Беседа по тексту.

    2. Беседа на иностранном языке.
    Примерные вопросы для собеседования
    - Why have you decided to take a post-graduate course?
    - What is the sphere of your scientific interest?
    - Do you know any scientists who are working in the same field?
    - Have you ever read scientific literature in English?
    - Is the area of your scientific interest explored enough or it's a completely new scientific field?
    - Why have you chosen such a theme of scientific research?
    - Does your research have any scientific novelty?
    - Have you ever tried to write a scientific article in English?

    Основная литература
    1. Macarthy M., O' dell F. Aademic Vocabulary in Use. Cambridge University Press, 2008.
    2. Murphy R. Practical Grammar in Use: for Intermediate Students. Oxford University Press, 1995.
    3. Learn to read science: курс английского языка для аспирантов: учебное пособие. Кол. авт.: Н.И. Шахова (рук.), В.Г. Рейнгольд, В.И. Салистра и др. М.: Флинта: Наука, 2010.

    Дополнительная литература
    1. Вейзе А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.
    2. Латышев Л.К. Технология перевода: Книга для преподавателя с методическими комментариями и ключами к упражнениям. М.: НВИ-Тезаурус, 2001.
    3. Grussendorf M. English for Presentations. Oxford University Press, 2007.
    4. Белякова Е. Английский язык для аспирантов / Учебное пособие. СПб.: Антология, 2007

    Интернет-ресурсы
    1. http://www.academia.edu
    2. http://www.ted.com/
    3. http://www.study.ru/test/
    4. http://www.usingenglish.com/
    5. http://www.educationatlas.com/education-journals.html
    6. http://rapidintellect.com/AEQweb/

    Документы
    • Диплом о высшем образовании с приложением, подлинник и копия
    • паспорт и копия страниц с фотографией и пропиской
    • СНИЛС
    • 4 фотографии 3х4
    Реферат по специальности

    На почту zao4ka@gitr.ru абитуриенты присылают реферат. Тема письма: ваша ФИО, аспирантура, реферат.

    Реферат должен отражать тему будущего диссертационного исследования.
    Объем вступительного реферата составляет 40000 печатных знаков, 22 - 24 страницы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Библиография и фильмография входят в объем реферата.
    Реферат подлежит рецензированию.

    Структура реферата

    Введение. Обязательные пункты: постановка научной проблемы, цели и задачи исследования, новизна и актуальность, методы исследования, гипотеза научного исследования (тезис, который доказывается или опровергается в результате проведенной работы), теоретическая значимость исследования.
    Глава 1. Степень разработанности проблемы в научной литературе (обязательное оформление цитат на источники в ссылках). Анализ истории рассматриваемого вопроса в контексте научно-теоретических концепций.
    Глава 2. Анализ эмпирического материала (экранное искусство: кино-, теле- и медиапродукты, видеоигры, видеоарт).
    Заключение. Выводы и результаты исследования, подтверждение или опровержение гипотезы исследования, перспективы развития темы.
    Библиография. Фундаментальные и современные источники (за последние 5 лет) по теме исследования, которые должны быть обязательно процитированы в основном тексте.
    Оформление библиографии:
    1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
    2. Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-29.
    3. Фрейд З. Жуткое [Электронный ресурс] / Проект «Весь Фрейд». URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения 20.06.2025).
    Фильмография. Список фильмов – эмпирический материал исследования.

    Оформление реферата

    Титульный лист


    Автономная некоммерческая организация высшего образования
    "Институт кино и телевидения (ГИТР)"
    кафедра теории и истории культуры

    Реферат "Тема реферата"

    выполнил: Ф.И.О.

    Специальность: 5.10.3. Виды искусства. Кино-, теле- и другие экранные искусства.


    Научный руководитель:
    кандидат / доктор наук …




    Москва, 2025




    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ .............................. (номер страницы)
    ГЛАВА 1 (название)................. (номер страницы)
    1.1. (название) ........................
    1.2. (название) ........................
    ГЛАВА 2 (название) ................
    2.1. (название) ........................
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................
    БИБЛИОГРАФИЯ ...................
    ФИЛЬМОГРАФИЯ ...................

    Искусствоведение

    Вопросы
    1. С. Эйзенштейн как теоретик: важнейшие теоретические идеи
    2. Зарождение кинематографии. Эдисон, Огюст и Луи Люмьер, Ж. Мельес.
    3. Авангардные кино-теории Франции и основные положения теории фотогении Л. Деллюка.
    4. Французская "Новая волна". К. Шаброль, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, А. Рене (по выбору поступающего).
    5. Творчество Ф. Феллини.
    6. Творчество М. Антониони.
    7. А. Базен о теории кино.
    8. Творчество Л. Висконти.
    9. Основные положения концепции З. Кракауэра.
    10. Творчество Ч. Чаплина и его значение для развития мирового киноискусства.
    11. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа.
    12. Американский кинематограф немого периода. Д. Гриффит.
    13. Английская документальная школа: Дж. Грирсон, Р. Флаэрти.
    14. Творческий путь С. Эйзенштейна: общая характеристика.
    15. Постмодернизм в современном кино: П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер.
    16. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения.
    17. Особенности направления "неореализма" в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров.
    18. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения.
    19. Американский кинематограф 1930-1940-х гг.
    20. М. Маклюэн о развитии кино и телевидения.

    Основная литература
    1. Беленький. И.В. Лекции по всеобщей истории кино. М.: ГИТР, 2015.
    2. История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005.
    3. История отечественного кино. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

    Дополнительная литература
    1. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972.
    2. Бергман И. Латерна магика. М.: Искусство, 1989.
    3. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: "Искусство", 1965.
    4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт.
    5. Теплиц Е. История киноискусства 1895-1927. М.: Прогресс, 1968.
    6. Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945. М.: Прогресс, 1974.
    7. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Константа, 2013.
    8. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971. Т.2.

    Философия

    Вопросы
    1. Типы сознания: обыденное, мифологическое, религиозное и философское (научное).
    2. Типы философских мировоззрений: материализм и идеализм, монизм, дуализм и плюрализм. Примеры концепций.
    3. Структура философского знания. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология.
    4. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры.
    5. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры.
    6. Досократики: милетская школа, элеаты, пифагорейцы.
    7. Поздняя античная философия: эпикурейцы, киники, стоики.
    8. Средневековая философия: патристика и схоластика. Основные идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
    9. Проблема научного метода в философии Нового времени в работах Ф. Бэкона.
    10. Рационализм Р. Декарта и Б. Спинозы.
    11. Учение о множественности субстанций у Г.-В. Лейбница.
    12. Учение о познании Дж. Локка и Дэвида Юма.
    13. Философия И. Канта: гносеология, этика и эстетика.
    14. Русская философия. Космологизм В. Соловьева.
    15. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Понятие экзистенциальной свободы.
    16. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.
    17. Феноменология Э. Гуссерля. Эстетика Р. Ингардена.
    18. Экзистенциализм: общая характеристика основные представители (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
    19. Структурализм и семиотика: западная и отечественная школы (Р. Барт, У. Эко, Р. Якобсон, Ю. Лотман).
    20. Постструктурализм и постмодернизм: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр.

    Основная литература
    1. Рассел Б. История западной философии. Москва: Издательство
    АСТ, 2016.
    2. Лосский Н.О. Истории русской философии. Москва: Академический проект, 2018.
    3. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Мотрошиловой. В 3-х томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.

    Иностранный язык

    1. Чтение и письменный перевод со словарем научного текста по специальности объемом 1000-1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут. Фонетическое чтение отрывка из текста, проверка подготовленного перевода. Беседа по тексту.

    2. Беседа на иностранном языке.
    Примерные вопросы для собеседования
    - Why have you decided to take a post-graduate course?
    - What is the sphere of your scientific interest?
    - Do you know any scientists who are working in the same field?
    - Have you ever read scientific literature in English?
    - Is the area of your scientific interest explored enough or it's a completely new scientific field?
    - Why have you chosen such a theme of scientific research?
    - Does your research have any scientific novelty?
    - Have you ever tried to write a scientific article in English?

    Основная литература
    1. Macarthy M., O' dell F. Aademic Vocabulary in Use. Cambridge University Press, 2008.
    2. Murphy R. Practical Grammar in Use: for Intermediate Students. Oxford University Press, 1995.
    3. Learn to read science: курс английского языка для аспирантов: учебное пособие. Кол. авт.: Н.И. Шахова (рук.), В.Г. Рейнгольд, В.И. Салистра и др. М.: Флинта: Наука, 2010.

    Дополнительная литература
    1. Вейзе А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.
    2. Латышев Л.К. Технология перевода: Книга для преподавателя с методическими комментариями и ключами к упражнениям. М.: НВИ-Тезаурус, 2001.
    3. Grussendorf M. English for Presentations. Oxford University Press, 2007.
    4. Белякова Е. Английский язык для аспирантов / Учебное пособие. СПб.: Антология, 2007

    Интернет-ресурсы
    1. http://www.academia.edu
    2. http://www.ted.com/
    3. http://www.study.ru/test/
    4. http://www.usingenglish.com/
    5. http://www.educationatlas.com/education-journals.html
    6. http://rapidintellect.com/AEQweb/

    Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
    1 курс
    • Иностранный язык
    • История и философия науки
    • Теория экранного искусства
    • Анализ фильма/ Телекритика
    • Практика по получению профессиональных умений и опыта проессиональной деятельности
    • Научно-исследовательская деятельность
    2 курс
    • Педагогика профессионального образования
    • Методология научно-исследовательской работы
    • Теория и история культуры/ История кино
    • Педагогическая практика
    • Научно-исследовательская деятельность
    3 курс
    • Методика научно-исследовательской работы
    • Преддипломная практика
    • Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации на соискание научной степени)
    • Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
    • Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

    Клюева Людмила Борисовна
    Профессор
    Доктор искусствоведения. Автор монографий по современному искусству, культуре и философии, по проблемам научного подхода к художественному тексту, в том числе монографии «Трансцендентальное кино. Способы манифестации трансцендентного в структуре фильма», многочисленных научных статей, исследующих творчество А. Тарковского, А. Звягинцева, М. Ханеке, Ларса фон Триера, Д. Линча, К. Рейгадоса... Преподает "Теорию экранного искусства".
    Строева Олеся Витальевна
    Профессор, заведующий кафедрой
    Доктор культурологии, кандидат философских наук. Художник и режиссер, член ТСХР, лауреат международных конкурсов современного искусства и кинофестивалей, награждена «Серебряной медалью» по итогам выставки «Искусство без границ» (Италия). Член редколлегии журналов «Наука телевидения», «Телекинет», рецензент изданий «NotaBene». Автор более 50 научных статей, монографий «Искусство и философия», «Дазайнеры». Преподает "Философию", "Эстетику", "МХК".
    Лавренова Ольга Александровна
    Профессор
    Доктор философских наук. Культуролог, историк, географ. Почетный член Российской академии художеств. Генеральный секретарь Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T). Член Русского географического общества. Главный редактор журнала "Культура и время" (РИНЦ). Заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе. Преподает "Философию", "Социологию" и "Политологию".
    Литовчин Юрий Михайлович
    Ректор, профессор
    Телевизионный режиссёр, работал на телевизионных трансляциях крупных спортивных событий: Олимпиаде в Нагано, Олимпиаде в Атланте, Чемпионате мира по футболу в Париже. Кандидат искусствоведения, профессор. Член Европейской киноакадемии (EFA), Международной академии телевидения и радио (IATR). Заместитель председателя Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ). Научные интересы: теория монтажа, теория и практика рекламы.
    Пожаров Алексей Игоревич
    Доцент
    Звукорежиссер телеканала «Russia Today», теоретик звукорежиссуры. Окончил факультет звукорежиссуры ГИТРа и Berklee College of Music, аспирантуру ГИТРа. Кандидат культурологии (защита в Государственном институте искусствознания). Работает над докторской диссертацией. Член Российского музыкального союза, лауреат международных фестивалей. Преподает «Звукорежиссуру аудиовизуальных искусств», «Рабочие станции для аудио».

    Очная форма обучения
    1 курс
    140000 рублей в семестр
    Заочная форма обучения
    1 курс
    -
    Дневное отделение
    1-7 потоки, с 26 июня по 10 августа
    ПредметДатаВремяместо
    Английский язык каждый понедельник с 10:00 по графику ауд. 215
    Философия каждый вторник 10:30 ауд. 224
    Специальная дисциплина каждый четверг с 10:00 по графику ауд. 224
    Список не найден
    Другие потоки