Искусствоведение
Аспирантура по научной специальности «Виды искусства», профиль - Кино,- теле- и другие экраные искусства.
- очная форма – 3 года
- кому нравится учиться и кто хочет продолжить своё образование
- кто хочет исследовать экранные искусства: кино, телевидение и новые медиа
- кто хочет получить отсрочку от службы в армии
- сформулировать тему научного исследования в соответствии с требованиями ВАК
- найти научного руководителя, знакомого с вашей тематикой
- пройти педагогическую практику в институте и в медиаиндустрии
- подготовить научные статьи и принять участие в научных конференциях
- написать кандидатскую диссертацию и планово подготовиться к её защите
- преподавателем в вузе
- научным сотрудником в научно-исследовательском институте
- руководящим сотрудником в государственных структурах
«Виды искусства», профиль - Кино,- теле- и другие экраные искусства.
На почту zao4ka@gitr.ru абитуриенты присылают реферат. Тема письма: ваша ФИО, аспирантура, реферат.
Реферат должен отражать тему будущего диссертационного исследования.
Объем вступительного реферата составляет 40000 печатных знаков, 22 - 24 страницы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Библиография и фильмография входят в объем реферата.
Реферат подлежит рецензированию.
Структура реферата
Введение. Обязательные пункты: постановка научной проблемы, цели и задачи исследования, новизна и актуальность, методы исследования, гипотеза научного исследования (тезис, который доказывается или опровергается в результате проведенной работы), теоретическая значимость исследования.
Глава 1. Степень разработанности проблемы в научной литературе (обязательное оформление цитат на источники в ссылках). Анализ истории рассматриваемого вопроса в контексте научно-теоретических концепций.
Глава 2. Анализ эмпирического материала (экранное искусство: кино-, теле- и медиапродукты, видеоигры, видеоарт).
Заключение. Выводы и результаты исследования, подтверждение или опровержение гипотезы исследования, перспективы развития темы.
Библиография. Фундаментальные и современные источники (за последние 5 лет) по теме исследования, которые должны быть обязательно процитированы в основном тексте.
Оформление библиографии:
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
2. Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-29.
3. Фрейд З. Жуткое [Электронный ресурс] / Проект «Весь Фрейд». URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения 20.06.2025).
Фильмография. Список фильмов – эмпирический материал исследования.
Оформление реферата
Титульный лист
Автономная некоммерческая организация высшего образования
"Институт кино и телевидения (ГИТР)"
кафедра теории и истории культуры
Реферат "Тема реферата"
выполнил: Ф.И.О.
Специальность: 5.10.3. Виды искусства. Кино-, теле- и другие экранные искусства.
Научный руководитель:
кандидат / доктор наук …
Москва, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................. (номер страницы)
ГЛАВА 1 (название)................. (номер страницы)
1.1. (название) ........................
1.2. (название) ........................
ГЛАВА 2 (название) ................
2.1. (название) ........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................
БИБЛИОГРАФИЯ ...................
ФИЛЬМОГРАФИЯ ...................
Вопросы
1. С. Эйзенштейн как теоретик: важнейшие теоретические идеи
2. Зарождение кинематографии. Эдисон, Огюст и Луи Люмьер, Ж. Мельес.
3. Авангардные кино-теории Франции и основные положения теории фотогении Л. Деллюка.
4. Французская "Новая волна". К. Шаброль, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, А. Рене (по выбору поступающего).
5. Творчество Ф. Феллини.
6. Творчество М. Антониони.
7. А. Базен о теории кино.
8. Творчество Л. Висконти.
9. Основные положения концепции З. Кракауэра.
10. Творчество Ч. Чаплина и его значение для развития мирового киноискусства.
11. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа.
12. Американский кинематограф немого периода. Д. Гриффит.
13. Английская документальная школа: Дж. Грирсон, Р. Флаэрти.
14. Творческий путь С. Эйзенштейна: общая характеристика.
15. Постмодернизм в современном кино: П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер.
16. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения.
17. Особенности направления "неореализма" в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров.
18. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения.
19. Американский кинематограф 1930-1940-х гг.
20. М. Маклюэн о развитии кино и телевидения.
Основная литература
1. Беленький. И.В. Лекции по всеобщей истории кино. М.: ГИТР, 2015.
2. История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005.
3. История отечественного кино. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Дополнительная литература
1. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972.
2. Бергман И. Латерна магика. М.: Искусство, 1989.
3. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: "Искусство", 1965.
4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт.
5. Теплиц Е. История киноискусства 1895-1927. М.: Прогресс, 1968.
6. Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945. М.: Прогресс, 1974.
7. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Константа, 2013.
8. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971. Т.2.
Вопросы
1. Типы сознания: обыденное, мифологическое, религиозное и философское (научное).
2. Типы философских мировоззрений: материализм и идеализм, монизм, дуализм и плюрализм. Примеры концепций.
3. Структура философского знания. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология.
4. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры.
5. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры.
6. Досократики: милетская школа, элеаты, пифагорейцы.
7. Поздняя античная философия: эпикурейцы, киники, стоики.
8. Средневековая философия: патристика и схоластика. Основные идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
9. Проблема научного метода в философии Нового времени в работах Ф. Бэкона.
10. Рационализм Р. Декарта и Б. Спинозы.
11. Учение о множественности субстанций у Г.-В. Лейбница.
12. Учение о познании Дж. Локка и Дэвида Юма.
13. Философия И. Канта: гносеология, этика и эстетика.
14. Русская философия. Космологизм В. Соловьева.
15. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Понятие экзистенциальной свободы.
16. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.
17. Феноменология Э. Гуссерля. Эстетика Р. Ингардена.
18. Экзистенциализм: общая характеристика основные представители (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
19. Структурализм и семиотика: западная и отечественная школы (Р. Барт, У. Эко, Р. Якобсон, Ю. Лотман).
20. Постструктурализм и постмодернизм: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр.
Основная литература
1. Рассел Б. История западной философии. Москва: Издательство
АСТ, 2016.
2. Лосский Н.О. Истории русской философии. Москва: Академический проект, 2018.
3. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Мотрошиловой. В 3-х томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.
1. Чтение и письменный перевод со словарем научного текста по специальности объемом 1000-1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут. Фонетическое чтение отрывка из текста, проверка подготовленного перевода. Беседа по тексту.
2. Беседа на иностранном языке.
Примерные вопросы для собеседования
- Why have you decided to take a post-graduate course?
- What is the sphere of your scientific interest?
- Do you know any scientists who are working in the same field?
- Have you ever read scientific literature in English?
- Is the area of your scientific interest explored enough or it's a completely new scientific field?
- Why have you chosen such a theme of scientific research?
- Does your research have any scientific novelty?
- Have you ever tried to write a scientific article in English?
Основная литература
1. Macarthy M., O' dell F. Aademic Vocabulary in Use. Cambridge University Press, 2008.
2. Murphy R. Practical Grammar in Use: for Intermediate Students. Oxford University Press, 1995.
3. Learn to read science: курс английского языка для аспирантов: учебное пособие. Кол. авт.: Н.И. Шахова (рук.), В.Г. Рейнгольд, В.И. Салистра и др. М.: Флинта: Наука, 2010.
Дополнительная литература
1. Вейзе А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.
2. Латышев Л.К. Технология перевода: Книга для преподавателя с методическими комментариями и ключами к упражнениям. М.: НВИ-Тезаурус, 2001.
3. Grussendorf M. English for Presentations. Oxford University Press, 2007.
4. Белякова Е. Английский язык для аспирантов / Учебное пособие. СПб.: Антология, 2007
Интернет-ресурсы
1. http://www.academia.edu
2. http://www.ted.com/
3. http://www.study.ru/test/
4. http://www.usingenglish.com/
5. http://www.educationatlas.com/education-journals.html
6. http://rapidintellect.com/AEQweb/
- Диплом о высшем образовании с приложением, подлинник и копия
- паспорт и копия страниц с фотографией и пропиской
- СНИЛС
- 4 фотографии 3х4
На почту zao4ka@gitr.ru абитуриенты присылают реферат. Тема письма: ваша ФИО, аспирантура, реферат.
Реферат должен отражать тему будущего диссертационного исследования.
Объем вступительного реферата составляет 40000 печатных знаков, 22 - 24 страницы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Библиография и фильмография входят в объем реферата.
Реферат подлежит рецензированию.
Структура реферата
Введение. Обязательные пункты: постановка научной проблемы, цели и задачи исследования, новизна и актуальность, методы исследования, гипотеза научного исследования (тезис, который доказывается или опровергается в результате проведенной работы), теоретическая значимость исследования.
Глава 1. Степень разработанности проблемы в научной литературе (обязательное оформление цитат на источники в ссылках). Анализ истории рассматриваемого вопроса в контексте научно-теоретических концепций.
Глава 2. Анализ эмпирического материала (экранное искусство: кино-, теле- и медиапродукты, видеоигры, видеоарт).
Заключение. Выводы и результаты исследования, подтверждение или опровержение гипотезы исследования, перспективы развития темы.
Библиография. Фундаментальные и современные источники (за последние 5 лет) по теме исследования, которые должны быть обязательно процитированы в основном тексте.
Оформление библиографии:
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
2. Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-29.
3. Фрейд З. Жуткое [Электронный ресурс] / Проект «Весь Фрейд». URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения 20.06.2025).
Фильмография. Список фильмов – эмпирический материал исследования.
Оформление реферата
Титульный лист
Автономная некоммерческая организация высшего образования
"Институт кино и телевидения (ГИТР)"
кафедра теории и истории культуры
Реферат "Тема реферата"
выполнил: Ф.И.О.
Специальность: 5.10.3. Виды искусства. Кино-, теле- и другие экранные искусства.
Научный руководитель:
кандидат / доктор наук …
Москва, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................. (номер страницы)
ГЛАВА 1 (название)................. (номер страницы)
1.1. (название) ........................
1.2. (название) ........................
ГЛАВА 2 (название) ................
2.1. (название) ........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................
БИБЛИОГРАФИЯ ...................
ФИЛЬМОГРАФИЯ ...................
Вопросы
1. С. Эйзенштейн как теоретик: важнейшие теоретические идеи
2. Зарождение кинематографии. Эдисон, Огюст и Луи Люмьер, Ж. Мельес.
3. Авангардные кино-теории Франции и основные положения теории фотогении Л. Деллюка.
4. Французская "Новая волна". К. Шаброль, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, А. Рене (по выбору поступающего).
5. Творчество Ф. Феллини.
6. Творчество М. Антониони.
7. А. Базен о теории кино.
8. Творчество Л. Висконти.
9. Основные положения концепции З. Кракауэра.
10. Творчество Ч. Чаплина и его значение для развития мирового киноискусства.
11. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа.
12. Американский кинематограф немого периода. Д. Гриффит.
13. Английская документальная школа: Дж. Грирсон, Р. Флаэрти.
14. Творческий путь С. Эйзенштейна: общая характеристика.
15. Постмодернизм в современном кино: П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер.
16. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения.
17. Особенности направления "неореализма" в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров.
18. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения.
19. Американский кинематограф 1930-1940-х гг.
20. М. Маклюэн о развитии кино и телевидения.
Основная литература
1. Беленький. И.В. Лекции по всеобщей истории кино. М.: ГИТР, 2015.
2. История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005.
3. История отечественного кино. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Дополнительная литература
1. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972.
2. Бергман И. Латерна магика. М.: Искусство, 1989.
3. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: "Искусство", 1965.
4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт.
5. Теплиц Е. История киноискусства 1895-1927. М.: Прогресс, 1968.
6. Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945. М.: Прогресс, 1974.
7. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Константа, 2013.
8. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971. Т.2.
Вопросы
1. Типы сознания: обыденное, мифологическое, религиозное и философское (научное).
2. Типы философских мировоззрений: материализм и идеализм, монизм, дуализм и плюрализм. Примеры концепций.
3. Структура философского знания. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология.
4. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры.
5. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры.
6. Досократики: милетская школа, элеаты, пифагорейцы.
7. Поздняя античная философия: эпикурейцы, киники, стоики.
8. Средневековая философия: патристика и схоластика. Основные идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
9. Проблема научного метода в философии Нового времени в работах Ф. Бэкона.
10. Рационализм Р. Декарта и Б. Спинозы.
11. Учение о множественности субстанций у Г.-В. Лейбница.
12. Учение о познании Дж. Локка и Дэвида Юма.
13. Философия И. Канта: гносеология, этика и эстетика.
14. Русская философия. Космологизм В. Соловьева.
15. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Понятие экзистенциальной свободы.
16. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.
17. Феноменология Э. Гуссерля. Эстетика Р. Ингардена.
18. Экзистенциализм: общая характеристика основные представители (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
19. Структурализм и семиотика: западная и отечественная школы (Р. Барт, У. Эко, Р. Якобсон, Ю. Лотман).
20. Постструктурализм и постмодернизм: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр.
Основная литература
1. Рассел Б. История западной философии. Москва: Издательство
АСТ, 2016.
2. Лосский Н.О. Истории русской философии. Москва: Академический проект, 2018.
3. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Мотрошиловой. В 3-х томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.
1. Чтение и письменный перевод со словарем научного текста по специальности объемом 1000-1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут. Фонетическое чтение отрывка из текста, проверка подготовленного перевода. Беседа по тексту.
2. Беседа на иностранном языке.
Примерные вопросы для собеседования
- Why have you decided to take a post-graduate course?
- What is the sphere of your scientific interest?
- Do you know any scientists who are working in the same field?
- Have you ever read scientific literature in English?
- Is the area of your scientific interest explored enough or it's a completely new scientific field?
- Why have you chosen such a theme of scientific research?
- Does your research have any scientific novelty?
- Have you ever tried to write a scientific article in English?
Основная литература
1. Macarthy M., O' dell F. Aademic Vocabulary in Use. Cambridge University Press, 2008.
2. Murphy R. Practical Grammar in Use: for Intermediate Students. Oxford University Press, 1995.
3. Learn to read science: курс английского языка для аспирантов: учебное пособие. Кол. авт.: Н.И. Шахова (рук.), В.Г. Рейнгольд, В.И. Салистра и др. М.: Флинта: Наука, 2010.
Дополнительная литература
1. Вейзе А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.
2. Латышев Л.К. Технология перевода: Книга для преподавателя с методическими комментариями и ключами к упражнениям. М.: НВИ-Тезаурус, 2001.
3. Grussendorf M. English for Presentations. Oxford University Press, 2007.
4. Белякова Е. Английский язык для аспирантов / Учебное пособие. СПб.: Антология, 2007
Интернет-ресурсы
1. http://www.academia.edu
2. http://www.ted.com/
3. http://www.study.ru/test/
4. http://www.usingenglish.com/
5. http://www.educationatlas.com/education-journals.html
6. http://rapidintellect.com/AEQweb/
- Иностранный язык
- История и философия науки
- Теория экранного искусства
- Анализ фильма/ Телекритика
- Практика по получению профессиональных умений и опыта проессиональной деятельности
- Научно-исследовательская деятельность
- Педагогика профессионального образования
- Методология научно-исследовательской работы
- Теория и история культуры/ История кино
- Педагогическая практика
- Научно-исследовательская деятельность
- Методика научно-исследовательской работы
- Преддипломная практика
- Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации на соискание научной степени)
- Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
- Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)





Предмет | Дата | Время | место |
---|---|---|---|
Английский язык | каждый понедельник | с 10:00 по графику | ауд. 215 |
Философия | каждый вторник | 10:30 | ауд. 224 |
Специальная дисциплина | каждый четверг | с 10:00 по графику | ауд. 224 |