Аспирантура в ГИТР — новая ступень образования.
Каждый студент, после успешного завершения магистратуры (или специалитета) может поступить на следующий, финальный уровень образования – аспирантуру.
Эта ступень длится три года и даёт два возможных направления:
1) научная карьера — аспирантов готовят к защите кандидатской диссертации, после которой присуждается степень кандидата наук. А потом можно замахнуться и на докторскую. Это высшая учёная степень;
2) преподавательская карьера — после аспирантуры, параллельно со степенями, можно получить ученые звания: доцент и профессор.
Аспирантура позволяет получить отсрочку от службы в армии. А степень кандидата наук бессрочно освобождает от призыва.
Преподавать в ВУЗе, или стать учёным – очень престижно. Но на пути к цели необходимо преодолеть 12 подвигов. Немейского льва и ларнейскую гидру оставим в покое.
Первый подвиг аспиранта — придумать тему кандидатской диссертации. При поступлении в аспирантуру, абитуриент уже знает, какую тему будет кропотливо изучать 3 года.
Это вам не коров Гериона ловить, тут и Геракл бы озадачился.
Четыре следующие подвига – вступительные экзамены:
- Реферат по теме будущей диссертации
- Культурология или искусствоведение
- Философия
- Иностранный язык
Подробнее о вступительных экзаменах, можно узнать на сайте ГИТРа в разделе аспирантура. Там есть разделение на культурологию и искусствоведение. Остаётся выбрать направление и готовиться.
После пяти вышеперечисленных подвигов, студент становится аспирантом. Но поступление – только начало пути к познанию. В помощь аспиранту назначают научного руководителя, вместе с которым он будет проходить этот нелегкий путь.
Как проходит обучение на аспирантуре в ГИТРе? Об этом рассказала профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры — Олеся Витальевна Строева:
— В прошлом году в аспирантуру поступило 20 человек (для аспирантуры это много). Спустя год осталась половина. Они сошли с дистанции ещё в самом начале. Поняли, что придется трудиться.
Дело не в том, что программа аспирантуры включает «голодные игры». На первом курсе очные занятия раз в неделю, но каждые полгода проходит аттестация. И делать что-то «на отвали» не получится. Если мимикрировать под студента бакалавриата не так уж и сложно, то подражать учёным и симулировать научную деятельность уже не получится. Ведь наука не для всех и за неделю перед защитой статьи в изданиях ВАК не опубликовать.
— Учиться в аспирантуре ГИТРа довольно трудно, несмотря на расписание занятий. Аспиранту необходимо самостоятельно читать огромное количество научной литературы, писать научные статьи и обязательно публиковаться в журналах ВАК (высшая аттестационная комиссия). Очное обучение длится 3 года, заочное — 4 года.
В заключение, на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваша дочь училась в аспирантуре?», Олеся Витальевна ответила утвердительно.
Шестой, седьмой и восьмой подвиги аспиранта:
Одна из задач, которые ставит аспирантура – помочь будущему кандидату написать 3 статьи и опубликовать их в журналах, рецензируемых ВАК. Но они должны соответствовать параграфам диссертации. То есть параллельно с написанием научной работы, необходимо писать по ней же статьи и публиковаться, а также участвовать в научных конференциях с докладами по своей теме.
Главное – усидчивость и целеустремлённость. Читать статьи по теме, кропотливо изучать научную литературу.
О том, почему 3 статьи – это три отдельных подвига, рассказал старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Дмитрий Николаевич Ветров. Дмитрий Николаевич закончил аспирантуру ГИТРа.
— Почему вы решили пойти на аспирантуру в Институте кино и телевидения?
— Во-первых, это непременная стадия карьеры в образовании. Потому что нет аспирантуры — нет смысла продолжать работать в высшем учебном заведении. Во-вторых, для личностного роста. Потому что я понял, чтобы достичь определённого уровня владения материалом, нужно не просто много читать, а ещё и производить какое-то новое знание. То есть я должен сказать что-то новое. И только после этого я буду точно знать, что достойно владею материалом, чтобы поделиться с младшими коллегами.
— Что дала вам аспирантура?
— Когда вы пишите научную работу, вы начинаете по-другому относиться к информации и понимаете, в чём разница между информацией и знанием. Это совершенно другое мироощущение, вы следите за каждым словом, которое говорите. Вы учитесь совершенно по-другому формулировать свою мысль. То есть это не просто формальная ступень образования, это открывает новые возможности мышления.
— Какие самые серьёзные трудности на пути к кандидатской степени, с которыми вы столкнулись?
— К сожалению я до сих пор ещё не получил кандидатскую степень. Так что все эти трудности продолжают накапливаться. Самое сложное – набрать необходимое количество публикаций в рецензируемых изданиях.
— Неужели публиковаться в ВАК так сложно?
— В солидном издании достаточно тяжело. Вы, наверное, слышали про слепое рецензирование. Рецензент, который не знает вашего имени, ему просто присылают рукопись. Как правило это кандидат или доктор, который разбирается в конкретной теме. Поэтому он может сказать, что статья содержит фактологические или другого рода ошибки. Бывает и такое, что рецензент не понимает, что автор хочет сказать.
В процессе обучения аспирант обязательно занимается преподавательской деятельностью. Получает первый опыт преподавания и общения со студентами уже в качестве лектора. Он участвует в научных конференциях. Делает научные доклады и обживается в научной, интеллектуальной среде. Показывает достижения скептической публике.
Девятый Подвиг: сдать кандидатский минимум. Кандидатский минимум – это те же 3 экзамена, которые абитуриент сдаёт при поступлении в аспирантуру. Только теперь их проверяет независимая комиссия.
Десятый подвиг: пройти финальную аттестацию на кафедре и получить рекомендацию к защите кандидатской диссертации.
Одиннадцатый подвиг: найти университет или НИИ, где функционирует Учёный Совет по выбранной специальности, подать документы на защиту.
Двенадцатый подвиг: преодолеть защиту.
Вряд ли Геракл или другие мифические существа смогли бы преодолеть тот путь, который прокладывает себе аспирант. Только человек с сильной тягой к науке, изучению культурологических феноменов, созданию гипотез и «новых знаний», любопытный, целеустремлённый достигнет вершины науки.
«Все препятствия и трудности — это ступени, по которым мы растём ввысь». ©️ Фридрих Ницше
Автор: Руслан Обэйд, магистрант